Во
время суда над Pussy Riot один из адвокатов потерпевших - Лариса
Павлова, тетенька, путающая феминизм с гомосексуализмом - заявила:
"Патриарх - не просто гражданин, это лицо, имеющее признаки
сакральности". Следовательно, оскорбление патриарха, в том числе, и в
суде - оскорбление всех верующих.
Формулировка-то какая - "имеющий признаки сакральности"! Звучит
почти как "имеющий признаки себореи". Но пусть имеет, конечно. Невзирая
на скандал с жилплощадью, невзирая на все эту информационную возню
вокруг бизнеса РПЦ и дорогущих "котлов" предстоятеля - пусть. Просто
гражданка Павлова слишком уж коряво сформулировала свою мысль: раз
избрали на Соборе - значит, сакрален. Чтобы убедиться в нелепости
данного утверждения, как и в нелепости веры в непорочность отцов церкви,
достаточно вспомнить один короткий период в истории папства. Сугубо
православные граждане могут не пыхтеть от негодования - дескать, то
католики, гореть им в аду. Речь идет о десятом веке, а раскол
христианской церкви датирован 1054 годом. Раньше-то все были
"православные".
Со времен первого папы, коим, как известно, считается апостол Петр,
прошло уже более 800 лет. Римские папы изрядно забурели и, получив от
франков отнятые у лангобардов и Византии земли, стали фактически
светскими владыками. Время в Европе было такое паскудное, что никаких
развлечений вроде крестовых походов или футбола народ еще не знал.
Обычно дальше своего замка или деревни людишки и носу не высовывали,
читать-писать не умели, ходили все зачуханные, мерли как мухи, зато
церковь зело любили, и авторитет ее был непоколебим.
В этих условиях наместники Бога на Земле - римские папы - чувствовали
себя более чем комфортно. Нет, их, конечно, изредка травили, резали и
душили конкуренты, поддерживаемые разными феодальными группировками, но в
целом жилось им от вольного. Одной из таких группировок в начале X века
в Риме была семья Теофилактов. Глава этого семейства сделал своего
приятеля - графа Тусколо - папой Сергием III, тем более что граф
сожительствовал - видимо, "сакрально" - с дочерью Теофилакта Марозией.
С этого-то момента и началось веселое время, прозванное историками
"порнократией", то есть "властью шлюх". Первым делом Сергий, не покидая
объятий Марозии, распорядился задушить двух своих предшественников, а
потом, по словам историков, наполнил папский двор распутными девками и
вообще превратил его в воровской притон. Вот где сакральность-то!
После смерти Сергия Марозия продолжала рулить процессами - попасть к
ней в постель означало получить место если не понтифика, то, как
минимум, епископа. С другой стороны - ссориться с ней тоже было чревато.
Марозия, например, распорядилась заключить папу Иоанна X в тюрьму, где
он был задушен. Кстати, возвела Иоанна на папство мать Марозии Феодора,
с которой он сакральничал по полной программе.
После этого Марозия продвинула в папы еще двух своих сожителей, от
которых впоследствии избавилась (один был отравлен, второй также умер
насильственной смертью) - какая, право, была непостоянная дама, и,
наконец, сделала понтификом под именем Иоанна XI своего
незаконнорожденного (от Сергия III) сына. Правда, это возмутило другого
сына Марозии - Альбериха, который сразу после того, как его мамаша в
третий раз вышла замуж, распорядился и самого папу, и Марозию заключить в
тюрьму, где они благополучно скончались.
Но эпический период сакральности на этом не закончился. Альберих,
взявший власть над Римом и несколько лет назначавший на престол Святого
Петра своих марионеток, добился в итоге, чтобы папой под именем Иоанна
XII стал его сын (и внук Марозии) Октавиан. Как пишет историк Самуил
Лозинский, "внук развратной Марозии был столь же порочен, как и его
бабка". От современников дошли сведения о том, как наместник божий
превратил свой дворец в публичный дом, сколько он имел замужних
любовниц, какие устраивал оргии, как он пил за здоровье сатаны, во славу
Венеры - и как однажды в конюшне рукоположил своего фаворита в
епископский сан.
Чтобы иметь защиту от местных феодалов, Иоанн XII позвал на помощь
германского императора Оттона. Тот явился в Рим, навел там порядок, но
императора так возмутил образ жизни понтифика, что он изгнал его и
заменил своим ставленником. Впрочем, как только Оттон покинул пределы
Италии, Иоанн XII вернулся в Рим, вновь завладел папским дворцом и
продолжил оттягиваться. Скончался он, как и положено человеку, носящему
признаки сакральности, от апоплексического удара во время соития. Есть и
другая версия - якобы, Иоанна XII зарезал муж одной из совращенных им
женщин.
И хотя на дворе у нас сейчас не X век и уже даже не XX-й, в свете тех
аргументов, которые приводят противники Pussy Riot, чувствуешь себя
живущим как раз в те времена - о которых Стефан Цвейг писал: "Дух
человечества парализован, как после смертельно опасной болезни...
Непроницаемый туман затянул все горизонты".
|