Партия «Еш Атид», завоевавшая 19 мест в Кнессете с помощью животрепещущего вопроса «Где деньги?!», после выборов потеряла к нему интерес. Однако вопрос по-прежнему висит в воздухе и остается темой журналистских расследований — таких, как только что опубликованная статья Мейрав Арлозоров в экономическом издании TheMarker.
Журналистка сообщает согражданам, что приватизация неэффективного государственного концерна «ТААС» обойдется израильскому налогоплательщику в 5-8 миллиардов шекелей — и самое неприятное, что принятый механизм приватизации создает опасный прецедент на будущее. Такие же гигантские суммы бюджет будет платить и впредь, за каждое избавление от неэффективной государственной монополии.
Журналистка видит главную беду нынешней израильской социально-экономической системы в затянувшемся переходе от социализма к свободно-рыночному капитализму: в этом переходном состоянии уже нет «социалистической» взаимовыручки, но нет и «капиталистической» свободной конкуренции, пишет Арлозоров в «Фейсбуке».
Концерн «ТААС» приносил государству убытки 15 лет. Будь он частным предприятием, давно бы обанкротился. Но за неэффективность государственной компании платят не те, кто ею управляет, а все израильские налогоплательщики, — тогда как работники концерна, наоборот, получают премии и бонусы. И прекратить это государство может лишь путем выплаты гигантского «отступного» тем же самым неэффективным работникам, которые, таким образом, еще раз получают премии за то, что их компания разорилась.
Ситуации, когда налоговые деньги тратятся на покрытие неэффективности и прямых злоупотреблений государственных служащих, возникают то и дело. Израильскому налогоплательщику приходится оплачивать из своего кармана и злоупотребления полиции (только в 2012 году компенсации пострадавшим от незаконных действий полицейских превысили 27 млн шекелей), и нарушения закона о свободе информации, и непрозрачные расходы поселенческих структур, и расистскую деятельность организации «Лехава», и многие другие сомнительные «блага». Но по масштабам затрат расходы на приватизацию и реформирование неэффективных государственных предприятий остаются вне конкуренции.
|