08
апреля вышел в свет Gimp 2.8 RC1. Уже несколько дней я «погонял» его в
рабочем режиме и на основе этих впечатлений подготовил отчёт о
нововведениях.
Установка
Многие из тех, кто скачал дистрибутив в начале апреля, были неприятно
удивлены – без танцев с бубном Gimp не ставился. Я тоже попробовал, тоже
не получилось, и я забил на это дело. Но неделю назад я начал встречать
восторженные комментарии на DA о новом Gimp. Разработчики уже исправили
пакет установки, и он ставится теперь без проблем.
Я протестировал Gimp 2.8 RC1 на нескольких машинах и ОС и могу с уверенностью сказать – можно переходить, работает стабильно.
Ссылки для скачивания: Gimp 2.8 RC1 (Linux) Gimp 2.8 RC1 (Windows) GMIC 1.5.1.2
GMIC тоже необходимо переустановить.
После установки можно смело добавлять ваши наборы кистей, градиентов, текстур и скриптов – проблем не будет.
Запуск
Первое, что радует – это более быстрый запуск. Как я понял, ускорили
загрузку кистей, градиентов и текстур. Теперь большое количество оных в
вашем наборе никак не скажется на скорости запуска.
Однооконный режим
После запуска нас приветствует тоже самый многооконный режим, что и в
ранних версиях. Но не волнуйтесь, «Окна» -> «Однооконный режим» и …
На ум приходит только одна фраза «Наконец-то…». Тот, кто работает с
Gimp, очень давно ждал этого момента. Теперь можно спокойно работать с
большими изображениями.
Группировка слоёв
Второе улучшение, которое ожидали, это группировка слоёв. Теперь не будет никакой возни с большим количеством слоёв.
Но всё таки до Photoshop-а не дотягивает – не хватает выделения сразу
нескольких слоёв, только через группы. Настройки стилей слоёв тоже нет,
приходиться пользоваться скриптами или GMIC.
Расширенные настройки кистей
Следующим серьёзным улучшением, которое я не ожидал, стали расширенные
настройки кистей. Изменился тракбар, теперь нужное значение можно
изменить одним кликом. Мелочь, а приятно. Настройки непрозрачности,
размера и интервала кисти остались такими же.
Появились новые пункты настройки кисти:
«Соотношение сторон» меняет пропорции кисти и позволяет, например, получить овальную кисть из круглой.
Настройка «Угол» будет полезна для текстурных кистей. Она поворачивает шаблон кисти на произвольный угол.
«Разброс» позволяет отрегулировать случайный разброс кисти.
«Сглаженные штрихи» почти не оказывает заметного действия, только можно сделать менее заострённые углы штриха кисти.
«Накапливать непрозрачность» позволяет сделать плавный переход от прозрачности к непрозрачности при рисовании.
Пункт динамика «Динамика рисования» следует рассмотреть отдельно.
Динамика рисования
Люди, использующие Gimp для рисования, уже задались вопросом, а куда
делась панелька быстрого управления динамики кисти ("12 галочек”).
Вместо них мы имеем лист бокс «Динамика рисования» и настройки цвета,
угасания и повтора. «Динамика рисования» содержит множество основных
режимов кистей, параметры которых можно просмотреть в дополнительном
меню, если нажать кнопку просмотра рядом с листбоксом. Тут и находятся
наши любимые «галочки». Сразу видно, управляющих параметров гораздо
больше.
Конечно, предустановленные режимы рисования это хорошо, но изменять их
нельзя. Как же создать свой режим? Выбираем дополнительную панель
«Динамика рисования» (вызывается через основное меню: «Окна» ->
«Стыкуемые диалоги» — > «Динамика рисования») и выбираем «Создать
новую динамику». Готово. То они наши любимые «галочки". Только их уже не
12, а 77. Простора для творчества, хоть отбавляй. В последующем
достаточно выбирать редактирование нашей пользовательской динамики, что
бы получить доступ к параметрам рисования кисти.
Можно отметить, что в работа с кистями в Gimp 2.8 вышла на совершенно
новый уровень. Был достигнут уровень контроля кистей, как в Photoshop,
но при этом сохранена простота управления.
Фильтр по меткам
В новом Gimp стало возможно устанавливать метки для кистей, градиентов,
текстур и динамик. И соответственно, появился поиск по этим меткам. Всё
предельно просто: в низу задаём метки, в верх ищем. Лично мне, это
удобнее, чем в Photoshop – поставил метки на основные кисти, и теперь их
всегда легко найти.
Трансформация по рамке
Gimp 2.8 пополнился новым инструментом «Трансформация по рамке». Этот
инструмент своеобразный аналог «Свободного трансформирования» из
Photoshop. Работа очень простая:
устанавливаем при помощи инструмента опорные точки, где хотим,
замыкаем контур деформации,
передвигаем опорные точки, деформируя содержимое,
нажимает Enter для сохранения деформации.
Невероятно просто и удобно. Не удивлюсь, если в последующих версиях Photoshop мы увидим данный инструмент.
Направляющие
Для инструментов «Прямоугольное выделение», «Эллиптическое выделение»,
«Кадрирование», «Вращение», «Масштаб», «Наклон», «Перспектива»
добавилась возможность отображения направляющих по различным правилам.
Что сказать – плюс один к удобству.
Закругленные углы
При прямоугольном выделении теперь можно сделать закруглённые углы. Полезно.
Новая панель управления текстом
Разработчики добавили новую интерактивную панель управления текстом.
Скриншоты сами говорят за себя. При желании можно включить и старую
неудобную панель.
Мини-изображения на вкладках
При работе с несколькими изображениями на вкладках видны их превьюшки.
Экспорт
Суть данного улучшения я не понял и мне лично оно кажется неудобным.
Дело в том, что теперь есть два пункта сохранения: «Сохранить как»,
который сохраняет только в формат xcf, и «Экспортировать», который
сохраняет во все остальные форматы. Надеюсь, эту глупость скоро
исправят.
Итоги
Разработчиками была проделана очень большая работа. Gimp сделал огромный
шаг вперёд. Я лично советую уже переходить на Gimp 2.8 RC1 – оно стоит
того.
В новой версии мы увидели в основном улучшения повышающие удобство
использования, подтягивающие Gimp до уровня Photoshop-а. При этом стоит
отметить, что вся та простота использования свойственная данному
редактору была сохранена.
Что бы быть объективным, хочу отметить те возможности, которые ещё не реализованы в Gimp:
Pinta — редактор по мотивам Paint.NET. Не дотягивает — не
хватает плагинов, в той версии, которой я пользовался, не было поддержки
*.dds, да и вообще глючный редактор был.