Артем Лоскутов стал героем Новосибирска в 2004 году, когда организовал ставшие популярными по всей стране монстрации – первомайские шествия, пропагандировавшие право на публичное выражение эмоций с помощью абсурдных плакатов. Всероссийскую известность Лоскутов обрел в 2009 году, получив приговор за хранение наркотиков. Он
заплатил штраф в 20 тысяч рублей, а культурное сообщество истолковало
возбужденное против Лоскутова дело как давление властей на
представителя прогрессивного искусства. По стране прокатилась волна
пикетов и митингов с лозунгами "Свободу художнику Лоскутову". Питерские
арт-деятели даже объявили голодовку. Так Артем Лоскутов официально был
признан современным художником.
Сегодня лидер арт-группы
"Бабушка после похорон" проводит общественные акции в защиту 31-ой
статьи Конституции, устраивает перформанс со сбором денег на революцию,
борется с наркологами и попутно готовится к новому судебному процессу.
Следственные органы Новосибирска возбудили против арт-активиста
уголовное дело по статье "Оскорбление представителя власти".
По
версии следствия, в конце сентября Лоскутов присел на постамент
памятника в центре Новосибирска, вызвал этим неудовольствие
милиционеров, оскорбил их и попал в изолятор. После чего вышел и снова
оскорбил представителей власти - уже в своем блоге, описав впечатления
ночи, проведенной в СИЗО.
Пока суд обыскивает квартиру Артема,
изымает компьютеры и мобильные телефоны, проводит
судебно-лингвистическую экспертизу интернет-записей, корреспондент
Радио Свобода пытается установить связь между общественной деятельностью молодого художника и его проблемами с законом.
- Вы утверждаете, что ваши акции не имеют политического подтекста? -
Не так все однозначно. В самом начале, в 2004 году, я говорил о
монстрациях как об акциях, не имеющих традиционного поверхностного
пропагандистского политического смысла. Но естественно, вся наша жизнь
связана с политикой. Даже утверждение о том, что ты аполитичен, уже
несет в себе политическую окраску. Это означает, что ты соглашаешься с
существующим положением вещей. Когда я пишу о своей невключенности в
политический процесс, я, скорее, имею в виду независимость от
конкретных партий.
- То есть ваша арт-деятельность – это все-таки проявление гражданской позиции? - Уж точно, мы выходим на улицы не для того, чтобы порадоваться, как все хорошо!
-
Журналисты уже не первый год ищут в ваших монстрационных лозунгах код
политической реальности. "Таня, не плачь!" – призыв к министру
здравоохранения и социального развития Татьяне Голиковой не отчаиваться
из-за роста безработицы и цен на лекарства. "Стучу на барабане" –
выражение состояния нынешней российской политической и интеллектуальной
элиты. "Где я?" – отражение ориентации подавляющего числа россиян в
политической и экономической ситуации в стране и мире и.т.д. Это тоже
индивидуальные особенности восприятия художественного творчества? - Каждый реагирует в соответствии со своим миропониманием.
- Что вы все-таки пытаетесь донести до своей аудитории: искусство или гражданскую позицию?- Четкой границы нет. Все взаимосвязано. И из-за этого возникает куча проблем и ограничений.
- Проблемы – это ваши уголовные дела?- В том числе.
-
Если проследить вашу историю, то оказывается, что уголовное
преследование добавляет ценности художественному высказыванию.
Конфликты с законом вас хорошо распиарили. - И что?
- То есть вы благодарны милиционерам за то, что они, как вы пишите в блоге, "делают из вас самого знаменитого новосибирца"?-
Популярный культорологический сайт Openspace.ru, например, ничего не
сообщал о художнике Лоскутове до 2009 года. А после уголовного дела
стал следить за моей судьбой. Летом у нас была выставка на "Винзаводе"
в Москве. Выходит, что плюсы есть.
- Может, и дальше продолжать в том же духе? Еще пару раз нарветесь на милицию, глядишь - и всемирная слава придет?- Да хватит нам уже, по большому-то счету. Тут и так конкуренции особо никакой нет.
- Вам не кажется, что протестовать сегодня становится модным? -
К сожалению, моды на протест в России нет. Разве что только в
очень-очень узком кругу - от силы тысяча человек по всей стране. Иначе
мы бы жили в другом государстве. А о моде на протест заговорили те, кто
давно привык выходить на улицы раз в неделю - на площади покричать. И
никто их никогда не слышал. А тут вдруг пошла какая-то другая волна,
привлекающая внимание. Вот они и начали возмущаться: мол, протест вошел
в моду.
- Но ведь протестные настроения сегодня подхватываются мгновенно. Noize MC, например, вошел в сотню самых авторитетных людей России именно за гражданские выступления. -
Noize, кстати, открещивается, когда его называют протестным флагманом.
Но люди понимают и принимают его позицию, потому что в обществе созрел
запрос на подобные высказывания. Noize был популярен и до песни про
Баркова. А Катя Гордон как была плохой певицей, так и осталась ею,
даже, несмотря на свои выступления на митингах. Протест в данном случае
– это некий множитель. Но на что бы ни умножали ноль, он так нолем и
останется.
- А как вы относитесь к тому, что среди тех
тысяч людей, что вы выводите на улицы ради протеста, не все явно
понимают, что делают? Судя по высказываниям в интернете, многие
участники монстраций воспринимают их не как гражданскую акцию, а,
скорее, как маскарад или способ просто "позлить ментов". -
К сожалению, если мы собираем на своих акциях такое количество народа,
то не можем рассчитывать на то, что среди них все будут осознавать
происходящее в верном ключе. Это неизбежно для крупномасштабных
движений.
- А вы не боитесь, что такое движение "несознательных" может привести к массовым беспорядкам? -
Не может. Меня, кстати, о том же спрашивали на беседе в Центре "Э"
(центр по борьбе с экстремизмом - РС) незадолго до ареста. Мол, у вас
тут люди, объединенные общим интересом, и стоит их подогреть…Я тогда
ответил: "Здесь рядом есть оперный театр. Из него каждый вечер тоже
выходят люди, объединенные общим интересом. Почему вы среди них не
ищите провокаторов, способных пойти штурмом на мэрию?"
- А зачем вы из своих общественных выступлений вы устраиваете шоу? -
Потому что для того, чтобы просто донести свое сообщение, достаточно
написать и продекларировать манифесты. Но это же скучно.
- То есть монстрации и провокационные перформансы это, в том числе, протест против традиционных форм гражданской активности? -
Сначала было так. Но в последние годы общественные выступления в
большинстве своем перестали быть теми консервативными бессмысленными
партийными демонстрациями, какими мы их помним. По моим личным
ощущениям, митинги, собрания и пикеты сегодня начали как-то влиять на
ситуацию. Во всяком случае, в нашем регионе я вижу, что когда люди
выходят на улицы, у них есть шанс быть услышанными.
- Значит ли это, что гражданское общество развивается? -
Гражданское общество сегодня – это по-прежнему очень маленький процент
населения. Но динамика есть. Если судить по Новосибирску, я бы сказал,
что гражданское общество развивается от единиц к тысячам.
- В чем причина? -
Во-первых, повлиял кризис. А во-вторых, сегодняшнее ядро гражданского
общества – это те, кто в 90-е еще ходил в школу. Когда мы начали
учиться, то можно было одеваться как хочешь и говорить что хочешь. А
когда закончили, в 2002 году, то обнаружили, что мир все больше
становится похожим на прежний, режимный, советский. Но мы-то уже
привыкли к свободе…
- Сбор средств в интернете на оплату
штрафа в 20 тысяч рублей за хранение наркотиков – это тоже
художественная гражданская акция? Как и сбор денег на революцию? Вы
принципиально не хотели самостоятельно рассчитываться с государством? -
Для меня это не маленькие деньги. Но на адвокатов ушло больше. Когда
стала известна сумма штрафа, люди сами начали предлагать помощь: "Мы
тоже ходим на монстрации. Ты не должен рассчитываться за них один".
-
В связи с недавними беспорядками в Москве и других регионах, СМИ
заговорили о возможном гражданском бунте. По вашему мнению, до этого
может дойти? - Я бы не стал называть фанатские группировки гражданским обществом.
-
То есть художники-авангардисты, по вашему мнению, могут выражать свое
мнение доступным им способом, а например, спортсменам или болельщикам
вы в таком праве отказываете? - Да, я отказываю
фанатам в праве считаться частью гражданского общества, потому что на
протяжении двухтысячных они неоднократно были замечены в событиях, где
явно выступали в роли наемной силы.
- Вы не считаете,
что новая волна интереса "органов" к вам связана с сильно обострившимся
в последнее время желанием властей ликвидировать любые очаги
гражданской активности?
- Нет. Моя последняя история с
милицией началась еще несколько месяцев назад. Это сугубо бытовой
конфликт. Я бы назвал это местью правоохранительных органов мне лично.
Но я точно знаю, что в УВД Новосибирска есть люди, которым претит моя
общественная деятельность и они готовы меня посадить. Тем более, у нас
грядет предвыборный год. Власти сильно опасаются всего, что может
дестабилизировать общество. Так что вполне можно ожидать повышенного
внимания к таким возмутителям спокойствия, как я.
- А вы сами не хотите поучаствовать в политике? - В качестве шутки бродит мысль выдвинуться в мэры Новосибирска. Хантер Томпсон ведь в свое время боролся за место шерифа.
svobodanews.ru