Прочитал
на выходных книжку «Назад в школу. Бесценные уроки великого бизнесмена
и инвестора», автором указан Уоррен Баффет. На самом деле, Баффет эту
книжку не писал, просто кто-то записал и скомпоновал расшифровки
публичных выступлений Баффета перед американскими студентами.
С
одной стороны, луч гнева тем, кто готовил книжку к изданию. Зачем нужно
было повторять одни и те же мысли, одни и те же вопросы и ответы по два
раза? Разве что книжка готовилась для американцев, которые с одного
раза не понимают. Но, несмотря на безобразную работу
редакторов/издателей, Баффет-то там все равно остался. Хорошие умные
мысли не получается испортить даже отвратительной редактурой. И одна
мысль там меня очень сильно зацепила. Мысль, казалось бы, очень
банальная, но ее не понимает очень большое количество людей из того
круга предпринимателей, с которыми я общаюсь.
Мысль следующая:
бизнес должен иметь ярко выраженные конкурентные преимущества.
И если их нет, то практически никакие усилия по управлению бизнесом не
способны исправить ситуацию. Иными словами, главные, стратегические
вопросы решаются на стадии выбора бизнеса. На стадии создания (если вы
– предприниматель) или покупки (если вы – инвестор). А все прочие
усилия - это уже тактические усилия по исправлению стратегических
ошибок, допущенных на этапе выбора бизнеса. Причем многие ошибки
исправить невозможно.
И если вдруг изначально вас угораздило
выбрать бизнес без ярко выраженных конкурентных преимуществ, то с ним
надо как можно быстрее расставаться. Бизнес без ярко выраженных
конкурентных преимуществ – как чемодан без ручки. И тащить тяжело, и
бросить жалко.
К сожалению, вокруг себя я вижу много умных и
трудолюбивых людей, которые эту простую истину не понимают. И
упираются, тащат, вкалывают по 12 часов в сутки, ходят на всевозможные
тренинги в надежде найти рецепт повышения эффективности еще на 0,5%,
дрючат продавцов и т.д. и т.п.
А надо все это просто бросить. И заняться другим, правильным бизнесом.
* * *
Баффет
поясняет эту мысль на собственных примерах, в том числе на примере
текстильной фабрики Berkshire, где выстроить успешный профильный
(текстильный) бизнес не удалось даже Баффету. Эту мысль поясняет и мой
собственный опыт – мой самый первый бизнес был как раз из категории «и
тащить тяжело и бросить жалко», и я закрыл его через год-полтора после
начала, получив изрядную порцию сомнений в своих способностях
заниматься бизнесом. А дело-то было не во мне, а именно в бизнесе, в
неправильном выборе направления. Оказалось, достаточно сменить
направление бизнеса, чтобы он пошел в гору и начал приносить и прибыль,
и удовольствие.
Словом, не бойтесь и не стесняйтесь пробовать
и экспериментировать не только ВНУТРИ своего бизнеса, но и ВНЕ его.
Ищите пока неосвоенные поляны, на которых вы могли бы иметь высокое
конкурентное преимущество. И вовремя уходите с вытоптанных полян, на
которых пасутся стада ваших коллег по цеху, конкурируя за оставшиеся
крохи.