|
|
|
|
Главная » 2012 » Апрель » 26 » Непраздничные речи в День независимости
22:53 Непраздничные речи в День независимости |
Писатель Йорам Каньюк, бывший боец ПАЛЬМАХ и участник войны за
независимость, в День Независимости испытывает в праздничный день только
боль и горечь: «Была история великого успеха. Понадобилось 50 лет,
чтобы вновь проклюнулись ростки (старого — ред.) иудаизма. … Мало-помалу
мы создали новый народ, который уже — не мы. Сейчас в израильском
руководстве нет ни одного человека, который принимал участие в войне за
независимость. Пришли новые. Религиозная Спарта, ультра-ортодоксальная,
мессианская. Сегодня правят они. Мы уже другой народ. Они наступают, мы
пытаемся защищаться — но народ не с нами. Только мы, живущие прошлым,
у которого не было будущего.
У нас нет связи с народом нового Израиля, Израиля Биби. Он нам чужд. Мы
чужды ему. Еще немного — и он захватит все, и это будет конец
Государства Израиль. … Было государство — и больше нет. Новая мать будет
плакать на реках вавилонских», — так откликнулся старый
писатель-сионист на просьбу «Едиот Ахронот» написать «введение
в биографию Государства Израиль».
Йораму Каньюку вторит Авром Бург, бывший спикер Кнессета и глава «Сохнута». В День Независимости он тоже пишет о конце «первого Государства Израиль», которое исчерпало свою начальную энергию, выполнило свои задачи и не поставило новых». «Все уже не так, как было. Великое заселение земли превратилось в камень
преткновения, большая алия закончилась, армия — уже не армия всего
народа, солидарность исчезла». Бург полагает, что не видеть этого
невозможно.
В отличие от писателя Каньюка, политик Бург не ограничивается печальными
констатациями, а пытается «встать на место главы правительства»
и определить главные меры, необходимые, чтобы «отвести народ и страну от
разверзшейся под ногами пропасти».
«Вопрос вопросов» Бург, как и ветеран Йорам Каньюк, видит в проблеме
взаимоотношений религии и государства. Он констатирует, что «статус кво»
в Израиле давно потерял «статичность» — соотношение сил сдвигается
в пользу религии, «причем не самого приятного свойства». Необходимо
твердо установить, что «единственный источник власти находится
в Кнессете, а не в синагоге», — полагает соблюдающий традиции и носящий
кипу Авром Бург.
По мнению Бурга, решение этого «вопроса вопросов», как и других
фундаментальных проблем, упирается в то, что в Израиле до сих пор нет
чутко зафиксированных «правил игры» — норм, устанавливающих взаимные
права и обязанности граждан и государства. «Раз нет правил игры, скоро
может прекратиться и сама игра (мирное взаимодействие общественных сил
в рамках закона — ред.). В наши дни в Израиле нет власти — каждый творит
то, что считает нужным, и в этом все дело». Бург заключает, что нам
жизненно необходима конституция — без этого государство просто не
выживет.
В отличие от Йорама Каньюка, Авром Бург еще не ощущает себя отщепенцем
в собственной стране и пытается найти поддержку у сограждан. В
воображаемом обращении ко всем гражданам Израиля от имени главы
правительства Бург призывает решиться на обновление обветшавших основ
Государства Израиль и срочно принять конституцию, которая заложит
прочную основу «второй израильской демократии», создаст единые для всех
«правила игры», защитит общие интересы от анархии эгоистических групп,
а права личности — от насилия большинства.
«Пропасть, отделяющую нынешний хаос от благоустроенного правового
государства, невозможно перепрыгнуть в два прыжка», — убеждает Бург,
предлагая провести следующие выборы не просто в Кнессет, а
в конституционную ассамблею, которой будет поручено за два года
подготовить и вынести на референдум проект конституции Государства
Израиль.
Социологический опрос, проведенный накануне Дня Независимости институтом
«Шваким Панорама», показал, что 88% израильтян-евреев гордятся своим
израильским гражданством, 63% полагают, что Герцль был бы доволен
воплощением своей мечты, но при этом 70% считают, что израильское
общество глубоко расколото. Главным символом Израиля 78% опрошенных
назвали ЦАХАЛ, на втором месте с большим отрывом идут организации
взаимопомощи (31%), Кнессет является главным символом государства для
19% израильтян-евреев. Cэм
|
Просмотров: 767 |
Добавил: Breger
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
|
|