Исследователь Дэвид Карузо и пара его коллег – это как раз те парни,
из-за которых технические навыки и интеллект при приёме на работу в
крупные IT-компании часто оцениваются заметно
ниже, чем
эмоциональный интеллект. То есть тот факты, что вы умный, означает
гораздо меньше, чем то, что вы узнаёте вот этого парня с картинки:
Он пристально наблюдает за постом
Эмоции влияют на наше сознание, нашу активность и восприятие окружающих
вещей. Это очевидный факт, который, тем не менее, был детально
исследован Дэвидом Карузо. Он утверждает, например, что если вы сейчас в
хорошем настроении и энергичны, то найдёте много позитивных и
вдохновляющих мыслей и идей в топике, а если устали или с настроением не
очень – захотите покритиковать и, статистически, не сможете придумать
ничего волнующего нового.
Wordart, который нарисовал Карузо. Оптимальные эмоциональные состояния для разной деятельности. Горизонталь – рост эмоциональности, вертикаль – рост энергии.
Дэвид занимается тем, что исследует EQ (эмоциональный уровень) людей в
бизнес-среде и исходя из этого делает конкретные практически выводы о
будущем компаний. Он как доктор Лайтман из сериала, только настоящий.
Эмоции важны
Эмоции с чисто биологической точки зрения полезны. Они выступают в
роли регулирующего механизма и активизируют определённые рефлексы.
Например (Карузо бросает бумажкой в зрителя) — удивление. Оно расширяет
зрачки, чтобы охватить ситуацию, рот быстро открывается на вдохе, чтобы
начать бежать или кричать, руки поднимаются вверх для защиты. Это
базовые программы, которые есть в «прошивке» каждого человека уже многие
тысячелетия.
Итак, во-первых, эмоции полезны для действий в бизнес-среде. Например,
кидая бумажку, Карузо тут же вызвал интерес всей аудитории. Если бы он
кидал камнем, интерес был бы выше. Во вторых, на удивление, эмоции
необходимы: Дамасио утверждает, что без эмоций невозможно принятие
рациональных решений (звучит странно, правда?). Речь о том, что эмоции
дают ускоренную обработку внешних данных, как если бы мы использовали
hardcode-алгоритмы. Если кидать в человека бумажкой, он поднимет руки
быстрее, чем осознает ситуацию. Если он начнёт думать, то получит
бумажкой по носу.
В любом разговоре эмоциональный фильтр даёт ещё больше данных –
например, за пару секунд можно увидеть множество эмоциональных
микровыражений и получить кучу информации о реакции собеседника. А ещё
эмоции универсальны и не привязаны к культуре: например, даже манула в
зоопарке никто не хочет погладить когда он показывает свою обычную рожу.
Пример мини-упражнения на создания нужного состояния. Эмоции аудитории перемещаются в зелёную зону.
Саловей и Майер, теоретики эмоционального интеллекта, продолжили свою
работу в 2000-х, доработали свои теории и в соавторстве с Карузо
написали книгу «Ability Model» которая ориентирована на топ-менеджеров. В
ней была предложена модель эмоционального интеллекта, модель
способностей. Это в первую очередь способности восприятия.
- Во-первых, грубо говоря, эмоции определяют наши когнитивные процессы. В плохом настроении мы мыслим совсем по-другому, не так, как в хорошем настроении.
- Во-вторых, понимание эмоционального смысла ситуации позволяет
прогнозировать реакцию других людей. Также очень полезный для
топ-менеджера навык.
- Последняя вещь – это управление своими эмоциями. С одной стороны,
вам нужно быть открытыми к эмоциям, чтобы понимать ситуацию со всех
сторон, с другой стороны нужно уметь воздействовать и на себя и на
других людей для того, чтобы эти эмоции задействовались наилучшим
образом.
Как измерить EQ?
Понятно, что нужны метрики для выяснения того, насколько эффективен тот или иной человек в этой сфере.
Первый способ – попробовать измерять EQ самостоятельно. Он не подходит,
потому что, как мы знаем, 80% людей считают себя умнее среднего. Второй
вариант — 360-градусная оценка, когда вы оцениваете других людей, они
оценивают вас, вы оцениваете себя. Третий вид оценки — тесты, например,
MSCEIT аккурат от Карузо (он, кстати, есть и на русском благодаря КТК).
Принцип – показ лиц и оценка их по разным шкалам эмоций.
Работа в поле
После появления стабильных метрик группа исследователей стала изучать
тех, кто добился успеха в крупных компаниях. Они сравнивали IQ, EQ и
кучу других показателей. 250 топ-менеджеров в сфере IT опросили, что
больше всего определяет успех лидера. Наиболее популярные ответы таковы:
видение (предвидение), мотивация, способность к эмпатии.
Вот ещё иллюстрация: Google проводит очень детальные исследования на
тему успеха и успешности: например, при подборе новых сотрудников,
технические навыки – это пункт № 8. Интеллект важен, но далеко не на
первом месте.
По мнению Карузо, умники с высоким EQ, если вы берете их на работу,
развязывают меньшее количество конфликтов, меньше склонны к вандализму,
проявляют большую склонность к социальному поведению. Брать просто
«скучных» умников не так эффективно как «середнячков», но с высоким EQ.
Эмоциональный интеллект важен и потому, что у харизматичных лидеров есть
возможность заражать своими эмоциями других людей. Высокий
эмоциональный интеллект обеспечивает большую лояльность персонала,
большую вовлеченность.
Зачем это может быть нужно?
Управлять своими и чужими эмоциями полезно. Самый простой пример –
например, перед мозговым штурмом в конце дня попробовать переключить
состояние сотрудников парой упражнений и парой слов от опытного лидера.
Тренеры в профессиональном спорте, например, прекрасно понимают, как это
работает – они настраивают спортсменов на игру очень и очень долго и
тщательно. Вы как руководитель или член группы должны понимать, что все
ваши эмоции будут транслироваться на остальных в комнате.
Я же говорила, он пристально наблюдает
Хорошая новость: этому можно научиться
Первая ступень – распознавание. Речь о микровыражениях, как с сериале
«Теория лжи». Вторая ступень – контроль и умение выражать эмоции
(«повернись к соседу справа и покажи радость»). Затем – читать эмоции,
различая «маски» и настоящие данные. Последнее – важно научиться
пользоваться эмоциями и вводить себя в нужные состояния. В том числе –
перед переговорами, выступлениями или просто общением.
Смотрим на улыбку: настоящая?
Смотрим только на глаза и понимаем правду.
Ссылки
- Лекция в Digital October (русский и английский варианты);
- Сайт Карузо;
- EQ на Вики;
- Свежая книга о EQ в бизнес-среде (Голдман, коллега Карузо): ISBN 978-5-9614-1646-6;
- Книга Пола Экмана с данными о лжи (интересное с середины).
Резюме
Эмоции – это информация из внешнего мира. Большая эмоциональность и
больший контроль ситуации – больше данных для принятия решений плюс
больше возможностей для управления другими людьми, а это уже именно то,
что делает топ-менеджера успешным.
Очень интересная тема. Я согласен с автором в том, что сейчас
важность «нетехнических» навыков недооценена в IT компаниях. Можно взять
«умника», который цитирует Кернигана и Ричи, но при этом смотрит на
окружающих как на быдло, или взять «среднего», но который заядлый
футболист и «душа компании». И сравнить через некоторое время
работоспособность в командах :) Я бы в таких условиях поставил на
второго )
Не путайте «смотрит как на быдло» и «не общительный». А то ведь бывают «души компании», которые как люди просто г… о.
Дело в том, что первый пытаюсь оправдать свою необщительность начнет смотреть на остальных как на быдло.