22 декабря сверхпопулярный сервис IP-телефонии, или,
проще говоря, звонков по компьютеру, пережил один из крупнейших сбоев
за свою историю. Из-за неполадок в программной платформе сервиса
миллионы пользователей по всему миру не смогли зайти в Skype. Причиной
некорректной работы назвали неправильно работающие "суперузлы", от чего
простым юзерам легче не стало.
В 2010 году популярность Skype росла невиданными темпами.
Совсем недавно сервис отчитался о том, что одновременно по сети друг с
другом разговаривали 25 миллионов человек. И речь идет не об общем
количестве пользователей, установивших на свои компьютеры или смартфоны
Skype, а о тех, у кого он действительно работает.
Не секрет, что "скайпом" пользуется далеко не каждый
компьютерный пользователь. Поэтому столь существенный "шум", вызванный
перебоями в работе сервиса в СМИ и в блогах, кому-то мог показаться
неадекватным. Но приведем для сравнения статистику использования Skype
и интернет-мессенджера ICQ. Так вот, "аськой" (в том числе сторонними
клиентами вроде QIP), по неофициальной статистике, ежедневно пользуются
около 33 миллионов человек.
Skype же открыт у 25 миллионов человек одновременно - это
значит, что общее количество пользователей, авторизующихся на сервисе
каждый день может быть во много раз выше. Для сравнения, в июне
"скайпом" пользовались под 125 миллионов человек в день. Поэтому факт
"падения" Skype и вызвал большой резонанс.
Как это было?Неполадки начались вечером 22 декабря по
московскому времени. Вначале поступали скудные сообщения о том, что
сервис испытывает перебои, но точный масштаб случившегося был
непонятен. Однако постепенно прояснилось, что сервис "лег" практически
полностью и его пользователи попросту не могли осуществить авторизацию
и запустить клиент у себя на компьютере или на мобильнике.
На следующий день Skype отчитался о причинах сбоя. Оказалось, что
виной всему стали узловые коммутаторы (supernodes), которые и отвечают
за авторизацию пользователей сервиса. Дело в том, что принцип работы
Skype не подразумевает наличия центральных серверов, через которые идет
весь трафик. Он распределяется непосредственно между компьютерами
пользователей. А коммутаторы используются для авторизации
пользователей.
Точная причина, по которой коммутаторы отказывались
авторизовать последних, пока не известны. Однако представители сервиса
отрицают возможность хакерской атаки. Скорее речь идет о каком-то
внутреннем сбое. Ведь не секрет, что в предновогоднюю пору людям
свойственно звонить родственникам и близким, проживающим в других
городах и странах. Поэтому коммутаторы могли просто не справиться с
нагрузкой, например.
Тем не менее, потихоньку Skype начал исправлять ситуацию.
Авторизацию пользователей постепенно запустили, увеличив количество
коммутаторов и выключив некоторые сервисы. Вначале Skype отчитался о 5
миллионах пользователей, одновременно пользующихся сервисом, потом о 10
и о 16,5. На момент написания статьи в официальном блоге компании
сообщалось, что сейчас нагрузка на Skype составляет около 90 процентов
от обычной для этого дня и времени суток. Таким образом, кризис
практически преодолен.
При этом восстановить работу удалось за счет отключения ряда
сервисов. Так, из основных функций пока работают собственно голосовые и
видеозвонки, а также чат. Однако ни видеоконференции (одна из основных
новых функций Skype, запущенная в 2010 году), ни отправка сообщений
оффлайн-пользователям пока не работает. Ожидается, что полностью
функционал сервиса будет запущен в ближайшее время, но точные сроки
пока не называются.
ЗлоумышленникиОтметим, что перебои Skype неминуемо должны
были вызвать появление сообщений от мошенников, желающих нажиться на
доверчивых пользователях. Это и произошло. Так, с 23 декабря
неустановленные пока пользователи начали рассылку сообщений якобы от
администрации сервиса, в которых сообщали страшное
интересные сведения. Якобы количество пользователей Skype превысило
количество, поддерживаемое системой. В результате Skype планирует в
ближайшее время провести "чистку" учетных записей и удалить
неиспользующиеся, а для того, чтобы избежать удаления пользователям
нужно разослать это письмо 15 друзьям. Классическое "письмо" счастья,
другими словами.
Отметим, что в самом сообщении не содержалось просьбы прислать
данные учетной записи или какую-либо другую конфиденциальную
информацию. Таким образом, оно внешне не напоминало какую-либо
фишинговую или мошенническую схему. Однако в российском
представительстве Skype сообщили, что эти данные не соответствуют
действительности и посоветовали не пересылать это сообщение никому.
Перспективы для SkypeВслед за сообщением от главы Skype о
практически полном восстановлении сервиса стало известно, что компания
раздаст всем пользователям бонусы и подарки. Этот широкий жест призван
решить сразу две цели. Во-первых, естественно, задобрить раздраженных
пользователей. А во-вторых, стать совершенно определенным сигналом
потенциальным инвесторам, который призван показать, что Skype -
серьезная компания, заботящаяся о своих пользователях и репутации.
В 2011 году сервису предстоит пройти публичное размещение акций на
одной из американских бирж. При этом всю компанию могут оценить в
миллиарды долларов. Во всяком случае ранее сообщалось, что
телекоммуникационный гигант Cisco предложил полностью выкупить Skype за 5 миллиардов. Так что реверансы в сторону потенциальных инвесторов здесь абсолютно уместны и даже обязательны.
Простым пользователям остается надеяться, что подобные сбои для Skype
не станут традицией. Все-таки сбои периодически происходят почти у всех
интернет-сервисов, начиная от "Яндекса" и заканчивая Facebook.
А на Skype "подсели" уже больше сотни миллионов человек. И "слезать" с него в ближайшее время они не собираются.
Дмитрий Читая
|