Содержание:
Учение талмудистов:
I.О ближнем;
II.О собственности: а) господство над целым миром; b) обман; с) найденные вещи; d) лихва; е) жизнь; f) женщина;
III.О присяге;
IV.О xpистианах;
V.О проклятии у евреев.
ИЗДАНИЕ ВТОРОЕ. С.-ПЕТЕРБУРГ.
Изданиe книгопродавца И.Л.Тузова
Гостинный двор. 45.
1898
От Московского Духовного Цензурного Комитета печатать дозволяется.
Москва, Мая 15-го дня 1897 года.
Цензор Пpoтоиepeй Иoaнн Петропавловский.
Типография Дома Призрения Малолетних Бедных. Лиговская ул., 26.
НРАВСТВЕННОЕ ВОГОСЛОВИЕ ЕВРЕЕВ-ТАЛМУДИСТОВ.
Перевод с немецкого (Примечание: Из
книги: Der Talmudjude. Автор сего сочинения профессор Ролинг все свои
сведения подтверждает ссылкою на те источники, которыми он пользовался,
что избавляет нас от нареканий в голословности).
1. Учение о ближнем.
Талмуд учит, что Богу евреи приятнеe
ангелов (Tr. Chollin. f. 91, 2.). «Кто, говорит талмуд, еврею даст
пощечину, тот виновен так, как если бы он дал пощечину Божескому
величию» (Примечание: Tr. Sanh. f. 58, 2.). Другие раввины, приводя это
учение талмуда, доказывают его тем, что еврей составляет материальную
частицу своего отца. Поэтому гой (обыкновенное название христиан или
вообще иноплеменников), который ударить еврея, по талмуду, достоин
смертной казни (Примечание: Там же.). Если бы на свете не существовало
евреев, то на земле, по талмуду, не существовало бы благословения Божия
(Примечание: Tr. Jеbam. f. 63, 1.), не было бы ни солнца, ни дождя
(Примечание: Вechaj о пятокнижии р. 34 f. 153, 3.), и никакой народ
не мог бы существовать на земле без евреев (Zeror. h. f. 107, 2). «В
мире царит различиe в превосходстве одной вещи перед другою, растения и
животные не обходятся без того, чтобы о них не заботился человек,
и, как человек в мире высоко стоит над животными, так евреи высоко стоят
над всеми народами в свете» (Там жe. t. 101, 2). Талмуд при этом
учит (Tr. Jebam.f 94; 2 Tos.): «семя человека — не еврея, есть семя
животного». Иноплеменники: (Nochrium) и не евреи, по утверждению
раввина Кронера, одно и тоже (Сравни ответь Кронера 1, 47).
Иноплеменник, говорит талмуд, есть каждый человек, не пoлyчивший
обрезания, а иноплеменник и язычник — одно и тоже (Tr. Bcracb. f.
47, 2; tr. Gittin f. 70, 1 и tr. Aboda s. f. 26, Tos, где слова гoй и
nochri имеют одно и то же звачение.). В другом месте талмуд дает
наставление евреям заботиться о том, чтобы они «гробы гоев (goim) —
(христиан) не сквернили собою Израиля (гробов еврейских),
так как только евреи люди, другие же народы имеют свойства
зверей (Tr. Baba m. f. 114, 2.), происходят от животных». В некоторых
местах талмуда встречается название не евреев собаками. Изъясняя 16 ст.
12 главы книги Исход, где говорится о праздниках иудейских, талмуд
говорит: «они (праздники) установлены для евреев, а не для
иноплеменников, не для псов» (Tr. Megilla 7, 2.). Раввин Моисей
перефразировывает эти слова так: «праздники для вас, а не для
иноплеменников, для вас а не для псов» (Tr. Megilla f. 50, 4 par. Bo.).
Тоже говорит и Рашши в Ex. в венецианском издании, тогда как в
пятокнижии, изданном в Амстердаме, Комментарий Рашши слова «не для
псов» опускает. Но не евреи, по талмуду, не только псы, но и ослы
(Tr.
Berach. 25, 2.). Раввин Абарбанел говорит: «избранный народ достоин
вечнаго живота, а другие народы — ослы» (Hos. 4. f. 230, 4.)
«Домы гоев (goim) — дома животных» (Leb. tob. f. 46, 1). Бен Сира
поэтому отвечает Навуходоносору, который предлагал ему в замужество свою
собственную дочь, так: «я сын человека, а не животного» (Sira. f. 8.
2). Великий Манахем (раввин), говорит (L. с f. 14, 1 par. 1): «вы
израильтяне — люди, а остальные народы не люди, потому что их души
происходят от нечистого духа, души же евреев происходят от духа Св.
Бога». Якут пишет в том же духе: евреи у него называются людьми,
идолопоклонники же (к которым также принадлежат, очевидно, и христиане,
так как почитают идола) происходят от духа нечистого и называются
свиньями (Jalk. rub. f. 10, 2). Женщина, не еврейка, есть животное,
проповедует раввин Абарбанел (Matk. h. in p. tawo). На основании этих
положений, люди, которые не принадлежат к иудейской религии, а прежде
всего отступники от иудейской веры, каким, по учению талмуда, был Iисус
Христос, Который Сам совратился и многих других совратил в
идолопоклонство (Aboda 8, 26, 2. V. и выше В.7), должны на всегда
потерять надежду, чтобы в них еврей признал своего ближнего. Животные не
удостаиваются любви такой, какую мы питаем к ближнему. Закоренелый
грешник заслуживает наказания. Язычник, который, не примет иудейской
религии, и христианин, пребывающий верным Христу, по взгляду
талмудистов, враг Божий и враг евреев. Поэтому талмуд говорит: «слова
библии: Бог не имеет гнева» (Ис. 27, 4) относятся только к евреям, а
слова: «Бог гневается» (Втор. 2, 1) относятся к иным народам, живущим на
земле (Tr. Aboda s. f. 4, l). Имя горы Синай означает, по талмуду (Tr.
Schab. f. 89, 1), что гнев сошел на народы мира. Поэтому талмуд учит
(Tr. Jebam. f. 123, 1 pisk. Tos. 23): «здесь разумеются все
народы, кроме еврейского, чтобы их не удостоить никакой милости». И в
другом месте (Tr. Sanh. f. 92, 1): «запрещено сожалеть о человеке не
разумном». Точно также учит и раввин Герсон (Изъясн. 1 кн. царств.
18,14): «праведному человеку не прилично с сожалением смотреть на людей
злых». А Абарбанел говорит (Mark. ham. f. 77, 4): «грешно обнаруживать
милосердие». На этом основании, по талмуду, нужно считать дозволительным
для праведных друзей и родных Божьих обманывать безбожных, так как
написано: «будь чистым к чистым и несправедливым к неверным» (Tr. Baba
6 f. 123, 1 tr. Megilla f. 13, 2) Раввин Елеозар кроме того говорит
(Pirke стр. 53): «как мурин между всеми творениями, так Израиль между
всеми народами отличается своими добрыми делами». Талмуд говорит, что
(Tr. Gittin. f. 62, 1) поэтому запрещено евреям поздравлять безбожных;
нужно считать перлом следующее, изречение:
будь всегда хитрым в страхе Божьем (Tr. Berach.t. 17, 1). Талмуд,
однако, прибавляет: «поздравь и гоя (иноплеменника, не еврея), чтобы он
тебя ценил и чтобы ты от него не испытал никакой неприятности» (Там-же и
Tr. Gittin. f. 61, I). Нарушение закона (относительно приветствия
евреем иноплеменника) допускается по словам Рашши для того (Kad. hak. f.
30, 1), чтобы человек (т. е. еврей) притворялся приветливым в
присутствии иноплеменника (т. е. не еврея), чтобы он его убеждал, что
любит. Такое притворное приветствиe евреем иноплеменника дозволено,
говорит Бешай, только тогда, когда человек, т. е. еврей, находит это
необходимым и почему либо боится иноплеменника, в противном случае
приветствие евреем не еврея грех, потому, что талмуд учит (Tr. Sota.
f.41, 2) «в этом мipе обман позволителен евреям в отношении к
безбожникам. Bcе же народы в свете за исключением евреев — безбожны, все
их добрые дела, милостыня, которую они подают, милосердие, которое они
обнаруживают вменяются им во грех», говорит талмуд (Tr. Baba. 6 f. 10,
2), так как все это они совершают для того, чтобы их хвалили. Это,
очевидно, потому что все необрезанные, по талмуду, язычники, безбожники и
злодеи (Tr. Nedarim f. 31, 2; pes. f. 92, 1), а обрезания турок, по
замечанию талмуда, не нужно, признавать истинным (Tr. Aboda s. f. 27, l
Tos.). Вследствие всего этого еврей может совершить добро и для
безбожных, посещать их больных и присутствовать при их погребении, но,
как учит талмуд, все это нужно делать для спокойствия и чтобы евреям не
испытывать неприятностей.
2. Учение о собственности.
а) ГОСПОДСТВО НАД ЦЕЛЫМ МИРОМ.
Так как, по талмуду, евреи и Божественное
величие одно и то же, то само собою разумеется, что евреям принадлежит
весь мiр. Поэтому талмуд ясно говорит: «если вол, принадлежащие еврею,
забодает вола, принадлежащего иноплеменнику, то еврей освобождается от
вины или вознаграждения за убыток», потому что св. писание говорит:
«явился Господь Бог и измерил землю и отдал иноплеменников во власть
израильтян. Так как дети Ноя не исполнили 7 заповедей, то Господь Бог
отдал все их имущество израильтянам» (Tr. Baba k. f. 2 f.). Детьми Ноя,
по учению талмуда и раввинов, называются все народы мipa в
противоположность детям Авраама (Tr. Megilla f. 13, 2; Schec f. ч. 1;
Sota. f. 36, 2. Kad. hac. f. 56, 4; Bechaj в изъяснении Бытия 46. 27,
f. 56, 1). Поэтому раввин Альбо учит вместе с другими раввинами, что Бог
дал евреям власть над имуществом и кровью всех народов (Seph. Jk. 3
cp. 25; Jalk. Schim Habac. f. 83, 3 n. 583). Талмуд в другом месте (Tr.
Je bam, f. 47, 2) говорит: «дитя [гоя], если бы украло что нибудь, хотя
бы стоящее меньше самой мелкой на свете монеты, должно быть наказано
смертью».
Напротив, еврею, говорит талмуд (Tr.
Sanh. f. 57, 1. Tos), дозволено обижать гоя (иноплеменника), так как
написано: «не твори обиды ближнему твоему», а не написано: «не твори
обиды гою». Ограбить гоя, в другом месте повторяет талмуд, позволительно
(Baba m. f. III, 2): «и не притесняй работника из твоих братий,
исключая иноплеменников» (Там же). Раввин Аши, говорит талмуд, увидев
виноградник, наполненный виноградом, сказал своему слуге: если
виноградник сей принадлежит гою, то принеси мне из него винограду, а
если он принадлежит еврею, то не приноси (Tr; Baba k. f.113, 2).
Заповедь «не укради», означает, по Маймониду — орлу иудейства, то, чтобы
только не обкрадывать никакого человека, т. е. никого из евреев (Sepg
miz. f. 105, 2), а в ином месте (Jad. chas. 4. 9, 1; и Рашши толков.Лев.
19, 11) он прибавляет, что не еврея обкрадывать можно. Все это вытекает
из положения, что евреям принадлежит весь мip; поэтому воровство еврея у
иноплеменника не есть воровство. А если, не смотря на это какой нибудь
раввин —талмудист произнесет, что воровство грех, то он пусть знает, что
ошибается, и он всегда должен разсуждать так: „еврей не может красть,
он только берет, что принадлежит ему конечно, на сколько позволяет ему в
этом его сила и на сколько далеко простирается его власть. Раввин
Пфефферкон говорит поэтому неправды, когда пишет: имущество христиан, по
смыслу талмуда, есть добро всякому принадлежащее как песок
морской; первый, кто захватывает его себе, есть истинный его владелец
(Dissert pbil. p. 11).
b) ОБМАН.
Талмуд говорит: «дозволяется тебе
обманывать гоя и брать с него лихву, но если что продаешь ближнему
твоему (т. е. еврею) или что покупаешь у него, то не обманывай брата
своего» (Тr. Baba m. f. 61, 1 Tos. Tr. Meggilla 13, 2). Если еврей
ведет тяжбу (пред судом) с не евреем, говорит талмуд, то пусть брат
твой выиграет дело, а иноплеменнику скажи «этого требует наше
законодательство» (здесь идет речь о стране в которой царят евреи); если
же законодательство иноплеменного народа благоприятствует еврею, то
опять брат твой пусть восторжествует, а иноплеменнику ты скажи: «этого
требует законодательство ваше». Если же нет ни одного из этих условий
(т. е. если евреи не имеют господства в крае и законодательство народное
направлено не в их пользу, то нужно иноплеменника опутывать разными
хитростями, чтобы торжество осталось за евреем. Потом cлeдуют слова
раввина Исмаила, который приводит свидетельство Акибы; «нужно
стараться, чтобы во время судопроизводств не было открыто обмана и
чтобы чрез это еврейство и вера иудейская не подверглись безчестию» (Tr.
Baba k, f. 113, 1).
А о раввине Самуиле, одном из главнейших
деятелей талмудизма, говорит талмуд, что он учит, что гоя обманывать
позволительно. Так он (Самуил) сам купил у одного гоя золотую бутылку за
4 драхмы (драхма равняется нашим 7 коп.), так как гой считал ее
бронзовою, кроме того при расплате ему удалось от гоя оттянуть еще одну
драхму из этих 4-х. Раввин Кагане купил у одного гоя 120 бочек вина
вместо 100; третий раввин продал гою пальмовое дерево и дал такое
распоряжение своему слуге: иди и укради несколько полен, так как гой не
знает в точности сколько полен принадлежит ему (Там-же). Раввин Моисей
сказал (Sеbh miz. g. f. 13, 3): «если гой, производя счет, сделает
ошибку, то еврей приметив это должен говорить, что он об этом ничего не
знает». Украшенный сединами раввин Брентц в своем сочинении «judenbalg»
(Judenbalg 5, 21) говорит: «если еврей, набегавшись в течениe недели в
разные места обманывать христиан, то в шабас они вместе сходятся и
хвалясь друг пред другом своими обманами, говорят: нужно гоям вынимать
сердца из грудей и убивать даже лучших между ними» конечно, если это
удастся достигнуть (Tr. Sanh. f. 76. 2 tr. Baba k. 113. 2).
с) НАЙДЕННЫЕ ВЕЩИ.
Талмуд говорит: «кто гою возвращает
потерянную вещь, того Господь Бог не простит; поэтому запрещено
возвращать гою украденную вещь» (Tr. Jowa f. 88, 4, pisk. Tos 62).
Поэтому же раввин Моисей учит (Taм-жe f. 132. 8): «евреи грешат, когда
возвращают потерянные вещи отступникам и язычникам, равно и всем которые
шабаса не почитают». А обожаемый Рашши говорит (Tr. Sanh 1 с.): «кто
гою возвращает потерянные гоем вещи, тот гоя считает равным еврею» (т.
е. возстает против Бога) Маймонид же возвещает (Jdd. ch. 4, 11. 3 f. 31,
1) «грешит тот, кто возвращает потерянные вещи не еврею, потому что, в
таком случае он увеличивает силу безбожных». А раввин Иерухет прибавляет
(Seph niesch. 51,4): «если гой держит у себя залог еврея, залог, за
который еврей одолжит ему деньги и гой потеряет этот залог, и еврей его
найдет, то еврей не должен возвращать гою найденного залога, потому что
обязанность возвратить потерянную вещь прекратилась с того момента, как
еврей нашел этот залог. Если бы нашедший подумал, что надо найденную
вещь возвратить гою для славы имени Божьего, то ему нужно сказать: «если
хочешь прославлять имя Божье, имей дело с тем, что тебе принадлежит».
d) лихва.
Закон Божий обязывает богатых помогать
бедным или подарками или одолжением. Одолжение состоит в том, чтобы
давать кому-нибудь для употребления вещь, а берущий в долг обязывается в
означенный срок возвратить взятую в долг вещь того же самого рода и той
же доброты. Было бы не справедливостью, если бы кредитор потребовал от
своего должника более, чем сколько стоит одолженная вещь, так как он
должнику не давал вещи стоящей более, чем сколько требовал должник.
Требовать больше, было бы лихвою. Но часто случается, что кредитор,
вследствие того, что деньги находятся у должника, а не у него, несет
убыток, или же в течение этого времени сам испытывает нужду или же
должен отречься от очевидной для себя прибыли. В последнем случае
занимают видное место вещи, которые приносят прибыль, преимущественно
деньги, которые умножаются посредством торговли и частых оборотов. В
таких случаях кредитор, если он не несет обязанности прямо пособлять,
может требовать от одолжающаго у него болee действительной стоимости
вещи, потому что, вследствие означенных причин, он сам дает «больше».
Это «больше» есть истинный процент; истинность его оценивается на
сколько кредитор давший деньги в долг может терпеть убыток, или быть в
опасности, или потерять известную прибыль,— в противном случае чинш или
процент будет называться лихвою. Так, без сомнения пред Богом было бы
лихвою, если бы кто вместо обыкновенно взимаемаго 5 или 6 % от ста, при
таких же условиях потребовал бы от своего должника большего процента,
потому что в таком случае кредитор требовал бы от своего должника больше
чем сколько принес бы ему капитал вследствие обыкновенной процентной
стоимости — биржевой денежной цены. Требование его, очевидно, превышало
бы действительную производительную силу капитала, и только крайняя нужда
ближнего побуждает такого кредитора настаивать на своем от должника
требовании. За то «больше», которое кредитор вручает с капиталом, может
как еврей от еврея, так и от не еврея брать соответственный процент.
Господь Бог, по особым обстоятельствам в силу Своего высшего права над
всем существующим, в ветхом завете позволил иудеям брать от не евреев
«больше» кроме одолженной вещи за пользование этою вещью. При этом,
конечно, разумелось, что это «больше» (процент от капитала) должно
находиться в соответствии стоимости вещи и состоятельности должника и
проч., иначе это было бы притеснением ближнего, словом: Бог дозволил
евреям брать с не еврея только законный процент.
Послушаем же, как об этом предмете говорят раввины?
Моисей позволил, как уже сказано, брать
от не еврея (конечно, справедливый) процент (Втор. ХХШ, 20). Но огромная
каста наших «непогрешимых» раввинов учит, будто бы Моисей запретил
евреям не брать с не евреев проценты. Моисей, говорят они, сказал так:
«ты обязан брат процент с иноплеменника». Раввин — Маймонид — орел
иудейства пишет: «Бог наш приказал брать от гоя лихву и только в таком
случае оказывать ему одолжение (если хочет платить требуемую лихву). Это
для того, чтобы мы не оказывали гою помощи, так как мы обязаны ему
причинять вред даже в таком деле, в котором он нам может быть полезным;
еврею же этого мы не должны делать»
(Seph. mizv. f. 73. 4).
«Слово Моисея (Втор. XXIII, 20), говорит
раввин Рабби, есть слово для нас обязательное» (Psikta rab f. 80, 3
Teze). Тоже самое пишет талмуд: «запрещено одолжать гоям без лихвы, а с
лихвой можно» (Tr. Aboda s. f. 77. 1 psik. Tos. 1). Леви (Толковн.
Пятокн. f. 234, 1 Teze.) и другие повторяют то же самое. Bcледствиe
этого извращения смысла св. писания оставался только один шаг
до безнравственного вымогательства огромного размера процентов,
основанного единственно на притеснении ближнего. За это притеснение
еврей не только не чувствует укора совести, а наоборот, ощущает в
своей душе довольство, основанное на его религиозном духе,
происходящее от сознания того, что он притесняет гоя (иноплеменника).
Знаменитый раввин Бешай заявляет что раввинам известно, что Моисей
воспретил ростовщичество, но, однако, этот раввин пишет: «раввины
благословенной памяти заповедали, что от гоя позволительно взимать
только такой рост, какой требуется содержанием жизни еврея» (Там же f.
213, 4 Teze.). Но находясь под влиянием духа противоречия и в то же
время, будучи уверенным в своей непогрешимости, этот же самый раввин
говорит еврею об отступнике (отступившем от иудейства), а потому и
вообще об иноверцах, к которым еврей отступник себя присоединил: «жизнь
его находится в твоих руках, а тем более деньги его» (Там-же. 214), что
очевидно узаконяет безграничный процент, даже воровство и грабеж, потому
что имущество и кровь приносятся в жертву произвола. Талмуд учит:
«Самуил сказал, что мудрецы (ученые раввины) могут друг другу от себя
давать в рост». Почему, спросите, ведь они ясно видят, что рост между
евреями воспрещен законом Моисея? Потому, видите, что процент есть
подарок, который они один другому (как подарок за одолжение) дают.
Самуил, сказал Аврааму Бен «иди и одолжи мне 100 фунтов перцу за 120
фунтов, так как это справедливо» (как подарок в знак благодарности).
Раввин Егуда говорит, что раб сказал, что «позволительно человеку, (т.
е. еврею) одолжать детям и домашним своим в росте, с целью, чтобы они
узнали приятность роста» (Тr. Ваba m. f. 75, 1).
Трактат этот не говорит о дозволенном
проценте, так как озаглавлен «о запрещении лихвы», которое Моисей дал
для всех, не исключая и раввинов. Трактат этот говорит о неправедном
росте относительно употребления одолженной вещи, как показывает пример
«о перце», во-вторых о проценте слишком высоком, 20% от ста, и в третьих
трактат этот вводит в грех ложною игрою названия процента с титлом
подарка, тогда как Моисей ясно запретил евреям брать от еврея проценты
за пользование одолженными вещами, или, кратко говоря, так как Моисей
запретил и тайную лихву. Трактат этот, наконец, есть хитро обдуманный
урок о лихве потому что если раввин раввину принес в подарок запрещенный
процент (как умеренный и справедливый) 20% от ста и при том в давние
времена, то на сколько крепче этим уроком можно заправить этот вкус у
детей для того, чтобы взимать страшные проценты с иноплеменника (как
это недавно было с одним бедным человеком, а с виновным, говорит автор,
и суд ничего не мог сделать, когда еврей за 70 талеров велел
написать в расписке 100 талеров, а от этих 100 талеров уплатить ему 8 %
от ста). Так как раввин Кроннер (1 с. 2, 3, 7) утешается тем, что
наши теперешние евреи имеют другие понятия о лихве, а не те, которые
выше мною изложены, то приведенный мною пример еврейского
ростовщичества пусть убедит его, что у современных нам евреев понятия
о лихве не изменились к лучшему, и для нас понятно, что евреи
воспитанные на талмуде
(Вава т. 70, 2) стих 20 гл. XXIII
Второзакония так изменяют: «ты должен брать лихву» (вместо ты можешь
брать правильный рост). Это неправильное толкование места
священного писания так вкоренилось у раввинов, что Абарбанел для
покрытия мошенничества евреев говорит: «Тора однако позволяет брать
проценты». Абарбанел не скрывает того, что евреи закон Моисея так
понимают, что евреям позволительно взимать с иноплеменника как можно
более высокий процент, но в оправдание свое говорит: под
иноплеменниками, которых нам дозволяется законом Моисеевым грабить
посредством взимания высоких процентов, мы не разумеем христиан,
которые все-таки пред Отцом небесным по отношению к евреям не
иноплеменники! Но потом тот же великий Абарбанел, некогда министр
государственных имуществ в Испании, свои только что приведенные слова,
что христиане не иноплеменники, объяснил, что он высказал их для того,
чтобы евреи спокойно и без неприятностей могли жить между
xpиcтиaнaми (Mark, hammisch. f. 77, 4 Tеzе). Действительно, человек этот
вполне понял учение талмуда о дозволенном обмане. Другой раввин пишет
опять без ограничения: наши мудрецы постигли правду, когда дозволили
еврею брать лихву с христианина — гоя (Maggon Abrah cp. 72). Поэтому
раввин Швабе, обращенный в христианство, имел основание сказать
(Judischer Deckmantel, str. 171): «если христианин нуждается в деньгах,
еврей искусно умеет к нему подойти, прикладывает еврей лихву к лихве,
пока сумма не дойдет до той высоты, что христианин ее не может уплатить,
не продавши своего имущества, и, когда сумма нарастает в несколько сот
или несколько тысяч, смотря по имуществу, тогда еврей обращается к
судебной власти, чтобы ему было отдано имущество христианина во
владение».
е) ЖИЗНЬ.
Талмуд говорит (Tr. Aboda. s. f. 26. 2,
Tos и Wen. Soph. 13. 3.): «отнимай жизнь знаменитейшему между
язычниками», конечно, если можешь. А за несколько страниц пред этим мы
читаем (Tr. Aboda. s. f. 20. 1, Tos.): «Если гоя освобождаешь из ямы,
в которую он впал, сохраняешь одного человека язычеству». А орел
иудейства — Маймонид, говорит (Jad. chas. 1, 10, l, f 40, 1):
«запрещено иметь милосердие к гою, поэтому ты не должен его
спасать, хотя бы ты видел его погибающим, или тонущим в реке или
близким к смерти». И Абарбанел вместе с Маймонидом учит (Abarban am. f.
9, l; Majmon. Sanh. 121, 2): «кто не признает хотя бы одного пункта
иyдeйcкой веры, тот отщепенец и эпикуреец, которого ты должен
ненавидеть, презирать и истреблять, потому что написано: я должен,
Господи, ненавидеть тех, которые Тебя ненавидят». «Кто, говорит
талмуд (Tr. Sаnh f. 78, 2), имеет намерение убить зверя, а вследствие
неосторожности убьет человека, или кто хочет убить язычника (т. е.
иноплеменника), а вследствие ошибки убьет еврея, тот в преступлении не
виновен». «Позволительно, говорит талмуд (Tr. pes. f. 122. 2. Tos.),
убивать неверного. Если отщепенец и отступник впадут в яму, повторяет
талмуд (Tr. Aboda s. f. 26. 2), то не освобождай их, а если бы внизу
находилась лестница, прими оттуда ее и скажи заключенным: делаю это для
того, чтобы мое животное туда не вошло, а если яму прикрывал камень, то
положи его над ямой обратно, а заключенным в ней скажи, делаю это
для того, чтобы по этому месту мог ходить мой скот и т. д.».
«Справедливо, говорит талмуд (Там-же f. 4, 2. Tos.), умерщвлять
отступника своими собственными руками». «Кто проливает кровь
безбожных (т. е. не евреев), учат раввины (Jalk. Schim. f. 245. 3;
Bomidb; r. p. 21, f. 229, 3), приносит Богу жертву».
|