|
|
|
|
Главная » 2012 » Май » 19 » Кашрут и экономика Израиля: расследование
13:40 Кашрут и экономика Израиля: расследование |
Частная сеть инспекций кашрута «БАДАЦ Эда Харедит Иерушалаим LTD» —
процветающий частный бизнес, который приносит десятки миллионов шекелей
в год и заметно влияет на общий уровень цен в Израиле, пишет
корреспондент «Едиот Ахронот» Шахар Гиносар. При этом, как выяснил
журналист, те самые авторитетные раввины, которые предъявляют все более
строгие требования к кошерности различных товаров, входят в число
акционеров БАДАЦ и получают доходы от этого бизнеса.
Журналистское расследование под заголовком «Кошер, аваль Марвиах»
(«Кошерно, но прибыльно») посвящено экономическим механизмам института
частного кашрута и его влиянию на экономику Израиля.
Получить точных цифр журналисту не удалось: поскольку «БАДАЦ Эда Харедит
Иерушалаим LTD» десять лет назад была перерегистрирована из
общественной организации в частную коммерческую компанию, она не обязана
отчитываться о своих доходах и сообщать публике, на какие цели эти
доходы идут. Гиносар лишь подчеркивает, что «Эда харедит» объединяет
самые крайние, антисионистские течения ультра-ортодоксального иудаизма,
которые не признают Государства
Израиль. Инспектора кашрута БАДАЦ, в числе прочего, запрещают размещать
на упаковках товаров государственную символику — в год 60-летия Государства Израиль товары с израильским флагом на упаковке были объявлены некошерными.
При этом «БАДАЦ Эда Харедит» контролирует около 700 израильских
компаний, включая такие гиганты пищевой индустрии, как «Штраус»
и «Осем», и требования этой организации — один из важных факторов роста
цен на продукты, пишет Гиносар. Дело не только в платежах, взимаемых
инспекторами кашрута за свои услуги:
более существенно, что БАДАЦ диктует производителям требования,
удорожающие сам производственный процесс: требует заключать договоры
лишь с определенными поставщиками сырья, вводить дорогие новшества
в технологии производства и т.д.
Компании, выполняющие требования БАДАЦ, предпочитают не разглашать информацию о стоимости этих услуг,
ссылаясь на коммерческую тайну. Шахар Гиносар смог найти лишь несколько
цифр и фактов, позволяющих ориентировочно судить о масштабах бизнеса.
Так, в рамках одного хайфского судебного процесса истец, импортер
оливкового масла, сообщил, что платил инспектору кашрута по 2,300
шекелей за каждый день работы, и плюс к тому по 340 шекелей с каждой
тонны импортируемого продукта. Один из бейт-шеанских торговцев,
пытавшихся разорвать контракт с БАДАЦ, пожаловался, что с него «дерут
деньги за все — за товары, за стены, за туалет», и сообщил, что только
за вывеску платит по 250 долларов в месяц.
Шахар Гиносар особо подчеркивает тот парадоксальный факт, что раввины
самых консервативных общин, провозглашающих абсолютным злом любое
новшество и требующих хранить в неизменности дедовский образ жизни, для
сферы кашрута почему-то делают исключение и постоянно вводят новые, все
более жесткие правила и нормы. С точки зрения современных
требований БАДАЦ, еврейский народ никогда в своей истории толком не
соблюдал кашрут: евреи не удосуживались проверять своих кур на наличие
«воспаления в ногах», не накрывали грядки с овощами, чтобы избежать
«проникновения насекомых», не проверяли рыбу на наличие «червей» —
сейчас, по правилам БАДАЦ, все это делается в обязательном порядке.
Раньше любая рыба, имеющая правильную чешую, считалась кошерной по
определению, никакие инспекторы кашрута ее не осматривали. Теперь
инспекторы БАДАЦ ездят проверять предназначенную для импорта рыбу
в дальние заграничные командировки. Раньше еврейские банкиры ссужали
деньги «гоям», не заботясь о том, на какие цели будут истрачены эти
ссуды. Теперь при «БАДАЦ Эда Харедит» создан орган, следящий за
кошерностью инвестиций, и пропагандируется требование вкладывать деньги
только в те бизнесы, которые соблюдают шабат. Сфера контроля органов
кашрута распространяется буквально на все, включая моющие средства,
одежду, страховые полисы и другие товары, к которым наивные евреи
прежних времен никогда не предъявляли каких-то особо изощренных
требований.
Шахар Гиносар подозревает, что в ситуации, когда галахические авторитеты
являются акционерами частных компаний кашрута, иначе и быть не может.
БАДАЦ успешно распространяет свой контроль на новые сферы израильской
экономики: для ультра-ортодоксов наличие штампа самого строгого кашрута
обязательно, а светские покупатели просто не обращают на него внимания.
Таким образом, фактически все население Израиля без всякого
государственного принуждения поддерживает шекелем самый радикальный
сектор ультра-ортодоксального сообщества.
|
Просмотров: 833 |
Добавил: Breger
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
|
|