|
|
|
|
Главная » 2012 » Май » 31 » Мечта о Париже
|
«Мечта о Париже» – так знаково-романтично называется новая выставка
в Хайфском музее Мане-Каца – музее, год назад открывшемся после ремонта
заново преображенным и быстро ставшим серьезным
художественно-исследовательским центром после сонного пребывания
в течении нескольких десятков лет в статусе музея-квартиры с пыльными
коврами и пыльными воспоминаниями, настоящие сокровища которого
прятались в запасниках.
Первая половина 20 века, «Парижская школа», феномен Ecole de Paris,
еврейские художники в Париже – таковы направления выставки «Мечта
о Париже», на которой представлены более 100 работ 40 еврейских
художников, живших в Париже – работ Марка Шагала, Амедео Модильяни,
Моиза Кислинга, Хаима Сутина, Жюля Паскина, Роберта Фалька, Мишеля
Кикоина, Эжена Зака, Пинхуса Кременя, Осипа Цадкина, Ханы Орловой,
Абрама Минчина и, конечно же, самого Мане-Каца, бывшего заметной
личностью в этой яркой компании, одним из самых выдающихся
представителей столь необычного явления как «Парижская школа». Именно
в Париже выкристаллизовались его художественное видение и мастерство,
именно в Париже он создал большую часть своих работ. Художники Парижской
школы не были объединены ни общими художественными целями, ни единой
творческой программой. Главное, что их связывало – стремление к свободе,
поиску и общению, а Париж для них был синонимом свободного
художественного мира.
Основная тема экспозиции «Мечта о Париже» – еврейские художники,
сыгравшие важную роль в становлении Ecole de Paris. Помимо прямой цели –
доставить эстетическое удовольствие посетителям музея и любителям
живописи того периода, у этой выставки есть еще одна задача: попытаться
понять — в очередной, тысячный раз — идентификацию еврейского
художника в современном искусстве, парижскую богему и тягу к земле
обетованной, традиционное воспитание и свободный образ жизни, которой
обрели выходцы из Восточной Европы (и не только они и не только оттуда)
в Париже, опыт еврейского художника в мегаполисе, стремление стать
«своими» в центре искусства того времени и сохранение еврейского духа
в творчестве.
Много еврейских художников, собравшиеся в одном месте и в одно время,
и атмосфера, которую они создали в Париже, реальность того времени,
столь отличная от сегодняшней — пожалуй, это и есть Ecole de Paris со
всем художественным богатством и разнообразием этой группы. Потому
экспозиция «Мечты о Париже» выстроена из нескольких
плоскостей-взаимосвязей: еврейский опыт, самооценка художника через
призму опыта жизни в городе; студия художника, как личное и творческое
пространство; Париж, как центр мира, столь разнящийся от периферии;
живописная игра в тоску по «земле обетованной» – по еврейству и по
территории авангардного искусства. Ведь в первой половине 20-го века
художники, если они не побывали в Париже, не могли считаться настоящими
авангардистами.
Термин «Парижская школа» вошел в историю искусства в 1920-х годах
благодаря критику Андре Варно, который употребил его, обозначая
интернациональное сообщество художников нескольких поколений, прибывших
в Париж в 1900- 1920-е годы из разных стран Европы и из Америки.
Художники жили и творили на Монпарнасе. Монпарнасское содружество,
будучи интернациональным, сохраняло творчески-богемную атмосферу на
протяжении 1910- 40-х годов, а в отдельных случаях даже до 1960-х годов.
Большинство молодых живописцев жили в общежитии для художников «Ла Рюш»
(«Улей») — в комплексе зданий, состоявший из нескольких конструкций
Всемирной выставки 1900 года. С 1902 года художники арендовали в «Улье»
жилье, одновременно служившее мастерской. Привлекала всех невероятная
дешевизна: годовая плата равнялась цене двух обедов в ресторане.
Постояльцы «Улья» были пестрой, интернациональной, многоязычной группой,
начиная с 1910-х годов идиш можно было услышать чаще других языков. Но
явно еврейские темы в произведениях тех лет были редкостью. В «Улье» жил
и работал Марк Шагал, применительно к его работам поэт и критик Гийом
Аполлинер употребил впервые термин «сюрреализм».
Париж был и остается притягательным центром для художников. Поэтому
помимо художников Ecole de Paris в музее Мане-Каца выставлены работы
трех израильтян — Давида Адики, Йоси Брегера и Йосефа Дадуна, —
пытающихся осмыслить влияние на искусство мегаполиса и постсовременного
мира, где возник термин «глокальное» – слияние понятий «глобальное»
и «локальное»; статус Парижа в каноне западной культуры; осмыслить Париж
как символ, как концепцию виртуального пространства, которое существует
в новых условиях без привязки к реальному миру.
Каждую субботу в 12.00 в музее Мане-Каца проводятся экскурсии на иврите.
Ближайшая экскурсия на русском языке – в субботу, 2 июня в 11.00.
Выставка продлится до 15 октября.
Адрес музея Мане-Каца — Хайфа, бульвар Яфе-Ноф, 89.
Часы работы: воскресенье, понедельник, вторник, среда, четверг – с 10.00
до 16.00 , пятница — с 10.00 до 13.00, суббота – с 10.00 до 15.00.
Маша Хинич
|
Просмотров: 691 |
Добавил: Breger
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
|
|