В 2009-2010 годах в Узбекистане по политическим
мотивам было осуждено не менее 868 человек. Еще как минимум 550-600
человек подверглись кратковременным произвольным задержаниям в рамках
мероприятий по поиску лиц, подозреваемых в терроризме и экстремизме. К
концу 2010 года по крайней мере 105 обвиняемых находились под
следствием или в ожидании суда. Такие данные приводит директор
Центральноазиатской программы московского правозащитного центра
«Мемориал» Виталий Пономарев в докладе «Политические репрессии в
Узбекистане в 2009-2010 годах».
Имена 474 осужденных по политическим мотивам в 2009-2010 годах
«Мемориалу» удалось установить на основе сообщений правозащитников,
изучения доступных судебных и следственных документов, публикаций СМИ,
опроса беженцев и трудовых мигрантов. Из них не менее 138 были осуждены
в 2009-м, и не менее 333 – в 2010-м. По данным на 31 декабря 2010 года,
45 человек ожидали суда, уголовные дела в отношении троих были
прекращены в 2009 году по амнистии, установлены имена семерых ранее
неизвестных политзаключенных, по которым отсутствует информация о годе
вынесения приговора. Известны имена пятерых человек, принудительно
возвращенных в рассматриваемый период в Узбекистан из России, и
четверых просителей убежища, экстрадированных в 2010 году Казахстаном.
Сопоставление этих цифр с аналогичными данными за предшествующие
годы, позволяет сделать вывод, что масштабы репрессий в 2009-2010 годах
были меньше, чем в период пика 1999-2001 годов, но больше, чем в
2004-2006 годах. Лишь в 15 процентах случаев наказание не было связано
с лишением свободы.
В докладе Узбекистан представлен как одно из наиболее репрессивных
государств мира. Отмечается, что в управляемой на протяжении 22 лет
бывшим коммунистическим лидером Исламом Каримовым
стране отсутствуют легальная оппозиция и независимые СМИ. Гражданское
общество и религиозные общины подвергаются жесткому давлению властей.
Политические репрессии являются неотъемлемой частью государственной
политики. Пытки носят систематический характер. Число политзаключенных
в Узбекистане заметно больше, чем во всех остальных бывших советских
республиках вместе взятых.
В местах лишения свободы содержатся несколько тысяч политических
заключенных, большинство из них осуждены по сомнительным делам о
терроризме, исламском экстремизме и незаконной религиозной
деятельности, более 1200 человек находятся в розыске по аналогичным
обвинениям, говорится в докладе «Мемориала». «Черные списки» все более
разрастаются и включают десятки тысяч жителей страны, которым
потенциально угрожает уголовное преследование.
Авторы доклада отмечают, что Уголовный Кодекс Узбекистана содержит
положения, неоправданно ограничивающие свободы, гарантированные
Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 года. В
частности, криминализирована любая несанкционированная государством
религиозная деятельность. Предусмотрены суровые наказания (до 15 лет
лишения свободы) за «экстремизм» и участие в «запрещенных
организациях», при том, что оба термина не имеют определения в
национальном праве, что создает возможность для произвольного
толкования. Определение «терроризма» носит излишне широкий характер,
неоправданно увеличивая круг лиц, обвиняемых в этом преступлении.
Положения о диффамации, оскорблении народа и президента Узбекистана
могут использоваться для наказания лиц, выступающих с критикой
существующего режима.
Со ссылкой на практику уголовных дел авторы доклада сообщают, что
большое число мусульман, действия которых не несли угрозы общественному
порядку и безопасности, осуждалось по сфабрикованным обвинениям в
терроризме и экстремизме. Применение пыток в 2009-2010 годах продолжало
носить систематический характер. Полученные под давлением признания
обвиняемых зачастую служили главным доказательством вины. В ходе
следствия и суда имели место многочисленные процессуальные нарушения.
Доступ к адвокатской помощи был ограничен. Многие политические дела
рассматривались судами в закрытом порядке, для участия в процессах
обычно допускались лишь назначенные государством адвокаты. Во многих
случаях после ареста были запрещены контакты обвиняемых с членами
семьи. Суды приговаривали к длительному лишению свободы многих из тех,
чья вина состояла лишь в не санкционированном государственными органами
изучении ислама, хранении религиозных материалов или принадлежности к
запрещенным в Узбекистане организациям и течениям.
В 2009-2010 годах основным врагом государства были объявлены так
называемые «жиходчилар» («джихадисты»), при этом обвиняемые в
принадлежности к «Хизб ут-Тахрир» по-прежнему составляли большинство
политических заключенных. По обвинению в принадлежности к «запрещенным
организациям» в уголовном порядке активно преследовались также
«Нурчилар» -последователи Саида Нурси, члены «Таблиги джамаат»,
«ваххабиты», некоторые местные течения и группы, в том числе
«акромисты», «Шохидийлар» и другие.
Жесткие действия против «экстремистов» власти Узбекистана объясняют
стремлением сохранить стабильность и защитить общество от угрозы
насилия со стороны радикальных исламских групп. Однако репрессии
затронули не только маргинальные группы, но стали частью повседневной
жизни Узбекистана, превратившись в важный источник
социально-политической напряженности, отмечают авторы доклада ПЦ
«Мемориал». Несмотря на отсутствие сильной оппозиции внутри страны,
система сама постоянно провоцирует и воспроизводит кризисы. При этом
демонстративное нежелание властей объяснить обществу свои действия в
области борьбы с терроризмом свидетельствует, что власти не уверены,
что эти действия получат общественную поддержку.
Продолжается жесткое давление на гражданское общество, которое активизировалось после трагических событий
в Андижане в 2005 году. Вероятно, власти опасаются, что альтернативная
информация может стимулировать протестные настроения в обществе,
говорится в докладе. Те же причины, возможно, объясняют и почти полное
отсутствие официальных сведений по громким делам о насильственных
инцидентах в Андижанской области и Ташкенте в мае-сентябре 2009 года.
По мнению «Мемориала», Запад (как и партнеры Узбекистана внутри СНГ)
недооценивает серьезность и масштабы проблем, связанных с политическими
репрессиями в Узбекистане, и их возможное драматическое влияние на
региональную стабильность. В последние годы в ходе диалога по правам
человека вопрос о политзаключенных обсуждается обычно лишь в контексте
судьбы примерно трех десятков активистов гражданского общества и
демократической оппозиции, освобождение нескольких из них расценивалось
как свидетельство «позитивных изменений». Фактически этих заключенных
используют как заложников для политического торга с Западом, при этом
места освобожденных почти сразу занимают новые осужденные.
В то же время тысячи политзаключенных продолжают оставаться в
тюрьмах, подвергаясь жестокому и дискриминационному отношению из-за
своей приверженности исламу. Многие из них убеждены, что международное
сообщество не предпринимает достаточных усилий для изменения ситуации.
27 октября 2009 года Евросоюз принял решение об отмене санкций
в отношении этой страны, введенных после «андижанских событий», что
выглядело как одобрение репрессивной политики президента Ислама
Каримова. Такое же символическое значение имела и встреча с Каримовым в Брюсселе в январе 2011 года председателя Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу.
Нынешняя real politiс США и Европейского Союза в отношении
Узбекистана нуждается в пересмотре, особенно в контексте последних
событий на Ближнем Востоке, которые могут повториться и в Центральной Азии,
причем для Узбекистана более вероятен насильственный ливийский сценарий
борьбы за власть, а не отставка главы государства под давлением
демонстрантов, как в Египте, считают авторы доклада. Они убеждены, что
вопрос о судьбе узбекских политзаключенных должен стать предметом
озабоченности и обсуждения на международном уровне, и напоминают, что в
период активного сотрудничества с США в 2001-2003 годах Узбекистан
ежегодно освобождал до 1000 политзаключенных, что не только не создало
каких-либо проблем в плане стабильности внутриполитической ситуации,
но, наоборот, содействовало снижению уровня напряженности в обществе.
Поэтому, уверены сотрудники «Мемориала», необходимо добиваться от
Узбекистана соблюдения международных обязательств в области прав
человека как в плане пересмотра индивидуальных дел, так и
реформирования законодательства (уголовное и уголовно-процессуальное
право, законы, регулирующие религиозную деятельность и борьбу с
терроризмом), предотвращения пыток и соблюдения процессуальных
гарантий. Если даже эти усилия не дадут быстрый эффект, они важны в
контексте укрепления идей демократии внутри региона и моральной
поддержки тех, кто стремится к пересмотру дел жертв необоснованных
преследований.
Полный текст доклада «Политические репрессии в Узбекистане в 2009-2010 годах» доступен здесь
|