Главная » 2011»Март»5 » «На солнечной стороне улицы»: Мыльный город, которого нет
18:20
«На солнечной стороне улицы»: Мыльный город, которого нет
4 марта 2011 года по российскому телеканалу «Россия 1» завершился
показ сериала «На солнечной стороне улицы», снятого известными
российскими режиссерами Валерием Усковым и Владимиром Краснопольским по
одноименному роману израильского прозаика Дины Рубиной, родившейся и
выросшей в Ташкенте (Узбекистан). Съемки проходили в
Ташкенте в первой половине 2010 года, и фильм с первых же серий вызвал
неоднозначную реакцию у многочисленных зрителей, особенно у ташкентцев,
бывших и нынешних. Мнения разделились. Кому-то фильм категорически не
нравится, а кто-то стал его горячим почитателем.
В любом случае, для десятков тысяч ташкентцев премьера этого сериала
– событие номер один. Вечерами, после 21 часа по ташкентскому времени,
когда транслируется фильм, культурная жизнь узбекской столицы замирает:
наблюдателями уже отмечено, что если какое-либо мероприятие в Ташкенте
затягивается позже восьми вечера, то многие зрители начинают покидать
зал и спешат домой, чтобы успеть к сериалу: за день показывают по 2-3
серии.
- Лично мне фильм нравится – в нем точно отражены реалии моего
детства и юности, хорошо передана атмосфера послевоенного Ташкента.
Нравится и игра актеров, а на всякие неточности я просто не обращаю
внимания, более того, я их не замечаю, и каждый вечер с нетерпением жду
продолжения истории, - рассказывает 68-летняя жительница Ташкента,
инженер-физик на пенсии Дильбар Дадахановна.
Строительство декораций к фильму «На солнечной стороне улицы» в махалле Чакар (Ташкент)
Но и те, кому фильм не нравится, все равно вечерами упорно сидят
перед телеэкранами: те, кто роман Рубиной не читали, следят, чем
закончится эта почти детективная (по версии режиссеров) история, а те,
кто читали, - из-за любимых актеров (в фильме снимались Сергей
Маковецкий, Александр Домогаров, Анна Снаткина, Юлия Маврина…) и в
надежде увидеть знакомую топографию.
Помимо именитых российских актеров, сыгравших главные роли, в фильм
было приглашено не менее 70 ташкентских актеров, которые сыграли в
эпизодах, и сотни человек работали в массовке. Все они тоже с
нетерпением ждут своего появления в кадре.
Cтроительство декораций для сериала «На солнечной стороне улицы»
Однако многие наблюдатели отмечают недопустимое количество исторических ляпов.
- Режиссеры допустили много неточностей и ошибок. Такое ощущение,
что фильм снимался на скорую руку, и на многие очень важные детали
просто не обратили внимания, - считает киновед Дмитрий Назаров.
– Например, в первой серии с высоты птичьего полета показаны мазанки
махалли (квартала), крыши которых покрыты шифером, и это в годы войны!
В чайханах на столах стоят современные декоративные, ходовые у нынешних
туристов, чайники с синими узорами. Там же, в одном из эпизодов,
относящихся к концу 1970-х годов, показывается квартира, в которой
пластиковые современные оконные рамы.
На съемках сериала «На солнечной стороне улицы»
- Роман довольно большой, и поначалу у меня не вызывало удивления,
что фильм будет растянут на 12 серий, - продолжает Назаров. - Однако
сейчас нам показывают фильм из 14 серий, некоторые эпизоды неоправданно
затянуты, при этом для некоторых важных сцен вообще не нашлось места.
Получилась крайне ненасыщенная по плотности «мыльная опера».
При этом, по мнению многих ташкентцев, в сериале о Ташкенте
отсутствует сам город, его дух, который в своем романе мастерски
передала Дина Рубина. Вот какие впечатления вызвал фильм у филолога и
литературоведа Элеоноры Шафранской,
автора лингвистического исследования «Ташкентский текст в русской
культуре» и пока единственной книги о творчестве Рубиной «Мифопоэтика
иноэтнокультурного текста в русской прозе Дины Рубиной»:
Одну из ролей сыграл Сергей Маковецкий
- «Спазм счастливого волнения перехватил вдруг Верино горло» – это
строчка из романа Рубиной: героиня слышит песню «На солнечной
стороне…». Такой же спазм случился, думаю, не у одного зрителя при
начале просмотра давно ожидаемого фильма: спазм, слеза, еще слеза – и
легкое разочарование, позже переходящее в досаду. Коллега спрашивает:
«Как фильм? Такой он – ваш Ташкент?»
На съемках сериала «На солнечной стороне улицы»
Что ответить человеку, никогда не видавшему того города и много
слышавшему о нем – от меня, в частности? Я сказала, что Ташкент –
большой город. Не в смысле населения-площади, а по впечатлению – таких
городов действительно немного – он всегда, так мне кажется, был
большим. А в фильме – ощущение, что оператор боится поднимать камеру
выше какого-то отведенного ему уровня, как бы в объектив не попала
широкая панорама.
Памятник Карлу Марксу в сериале «На солнечной стороне улицы»
И даже очень понятно: подними он камеру чуть выше – и в обзор попадет
новый город (а он и так попадает: современные фонарные столбы,
9-этажки, дома, отстроенные после землетрясения, – это в кадрах-то
послевоенных). Таков, например, в фильме постамент для памятника в
центре якобы Сквера: в камеру все время попадает половина постамента –
кто там? Какая разница. А вот уже в 70-х прилепили-таки голову Маркса.
И что это за Сквер? Маленький – даже не пятачок, участок аллеи, по
которому взад-вперед гуляют статисты. Точно так же они гуляют по якобы
базару: туда, сюда – какие-то картонно-лубочные сцены.
У Дины Рубиной в романе топографический калейдоскоп: Тезиковка,
Алайский, Госпитальный, Фархадский, Сквер революции, Чиланзар, ОДО,
театр Навои, парк Тельмана, ипподром, улицы Асакинская, Гоголя,
Жуковского, Карла Маркса, Салар, библиотека Навои, «Красная» площадь,
кинотеатры «ВЛКСМ», «Молодая гвардия», сквер Гагарина, Голубые купола,
Бешагач и еще, и еще. А в фильме? Туда-сюда ходят марионетки, как по
команде «мотор!» – то якобы по скверу, то якобы по базару – какому? А
какая разница?! Калейдоскоп сломался – работает только одна картинка
(сюда же собрали всех персонажей романа: и юродивых, и попугая, и
лагманщика, и проч.).
На съемках сериала «На солнечной стороне улицы»
А уж детали быта, «артефакты» – срам! Где же институт консультантов?
Ведь не эпоху же Ивана Грозного снимают! Можно догадаться, что
съемочный коллектив, увидев по приезде в Ташкент табличку «Дом
образцового содержания и высокой культуры», прикола ради прибабахал ее
на доме учителя физики, где Катька-артистка снимает комнату. На экране
четко: 1957 год. Не менее четко в объективе эта табличка – она, видимо,
у авторов фильма вызывала гомерический смех. А я вот помню, что такие
таблички начали штамповать только в начале 1970-х. Их не было в 50-е.
А батончик шоколадный за 33 копейки в 57 г.? (Вера еще не родилась,
Катька-артистка еще в девушках.) И ведь Домогаров четко выговаривает
цену – зачем? Может, я ошибаюсь? Где вы, консультанты? Денежная реформа
случилась в 61 г.: это тогда все стало стоить копейки: спичечный
коробок на старые – 10 коп., на новые – 1 коп. Школьникам на пирожок и
коржик до 61-го года давали в школу по 1 рублю, а после 61 г. – по 10
копеек. Ну не вымерли же люди, жившие в те далекие-недалекие времена.
На съемках сериала «На солнечной стороне улицы»
Показ еще продолжается, досада растет, но не думаю, что возможен
какой-то эмоциональный кульбит в другую сторону, - завершает свои
рассуждения о фильме Шафранская.
У многих зрителей, оставляющих свои комментарии на нескольких
форумах, посвященных новому фильму, возникает вполне логичный вопрос: а
как к данной экранизации отнеслась сама Дина Рубина? Понравился ли ей
сериал, заметила ли она его явное несоответствие своему роману, тем
более что на сайте Кино-театр указано, что Рубина - соавтор сценария.
На съемках сериала «На солнечной стороне улицы»
По словам Рубиной, сериала она еще не видела.
- Во-первых, у меня нет телевизора, во-вторых, этот фильм в Израиле
пока не демонстрируют; в-третьих, автору книги никакой фильм
понравиться не может, - отвечает на вопрос «Ферганы» Дина Рубина. - Что важно: никакого отношения к сценарию я не имею. Не знаю, почему там фигурирует мое имя...