Обсуждение этого ликбеза разрослось до неприличия. И зачастую принимало неприличные формы. От открытых обвинений во лжи («А почему мы должны этому верить? Вы лицо пристрастное, Вам есть, зачем врать») до мнения, что этот пост проплачен. И в числе прочего был один комментарий про плохое состояние летающих у нас самолетов, заканчивающийся так:
И вот теперь скажите, что "это все фигня" и мы и вправду летаем не на "ржавом старье" с американских свалок
Мне стало интересно и я решил проверить это утверждение. Сначала нашел данные по "Сибири", которой мы летаем, когда вообще куда-нибудь летаем, они оказались совсем не такими удручающими. А потом я задумался – а как с вопросом возраста самолетов обстоит дело не у нас? Действительно ли мы покупаем то, что полетало несколько лет, а иностранные компании предпочитают использовать только новые машины? Вот, собственно, об этом я и хочу написать.
Есть такой сайт – www.airfleets.net. Он содержит информацию обо всем, что летает – когда борт был выпущен, когда у кого работал, под каким кодом был зарегистрирован и т.п. Можно искать и по авиакомпаниям – что у них есть, что было, кода получили, когда отдали. В общем, крайне полезная информация в разрезе того, что я хотел изучить. По самолетам нашего производства там ничего (хотя Ту-204 я видел, но это совсем новый самолет), а вот по иномаркам – практически полная информация. Все возрасты указаны на сегодняшнее число – 24 января 2012 года. Все ссылки ведут на соответствующие страницы на www.airfleets.net.
Для начала – по нашим авиакомпаниям.
Аэрофлот
Тип самолета | Количество | Возраст | ||
---|---|---|---|---|
Минимум | Максимум | Средний | ||
Airbus A319 | 15 | 2.5 | 8.3 | 5.8 |
Airbus A320 | 43 | 1.2 | 8.4 | 3.6 |
Airbus A321 | 20 | 0.2 | 7.5 | 3.8 |
Airbus A330 | 17 | 0.1 | 3.5 | 1.8 |
Boeing 767 | 9 | 12.1 | 20.8 | 14.7 |
McDonnell Douglas MD-11 | 3 | 18.6 | 19.2 | 18.8 |
Sukhoi SuperJet 100 | 7 | 0.2 | 1.3 | 0.5 |
Итого | 114 | 0.1 | 20.8 | 4.9 |
Сибирь
Тип самолета | Количество | Возраст | ||
---|---|---|---|---|
Минимум | Максимум | Средний | ||
Airbus A310 | 1 | 22.4 | 22.4 | 22.4 |
Airbus A319 | 20 | 6.1 | 12.4 | 9.7 |
Airbus A320 | 9 | 2.1 | 6.2 | 3.4 |
Boeing 737 | 2 | 18.8 | 19.4 | 19.2 |
Boeing 737 NG | 6 | 0.7 | 9.7 | 7.0 |
Boeing 767 | 2 | 15.0 | 16.5 | 15.7 |
Итого | 40 | 0.7 | 22.4 | 9.0 |
Трансаэро
Тип самолета | Количество | Возраст | ||
---|---|---|---|---|
Минимум | Максимум | Средний | ||
Boeing 737 | 23 | 13.5 | 24.4 | 17.6 |
Boeing 737 NG | 5 | 0.6 | 13.7 | 6.5 |
Boeing 747 | 20 | 11.9 | 30.7 | 16.3 |
Boeing 767 | 13 | 11.9 | 25.7 | 19.4 |
Boeing 777 | 10 | 12.3 | 16.7 | 13.3 |
Итого | 40 | 0.6 | 30.7 | 16.2 |
UTair
Тип самолета | Количество | Возраст | ||
---|---|---|---|---|
Минимум | Максимум | Средний | ||
ATR 42/72 | 25 | 0.1 | 24.6 | 11.4 |
Boeing 737 | 30 | 13.4 | 18.1 | 15.1 |
Boeing 737 NG | 8 | 0.7 | 9.3 | 4.9 |
Boeing 757 | 4 | 9.8 | 18.1 | 14.6 |
Canadian Regional Jet | 15 | 11.7 | 15.7 | 14.1 |
Итого | 82 | 0.1 | 24.6 | 12.8 |
Уральские Авиалинии
Тип самолета | Количество | Возраст | ||
---|---|---|---|---|
Минимум | Максимум | Средний | ||
Airbus 320 | 13 | 7.3 | 21.2 | 13.5 |
Airbus 321 | 8 | 8.1 | 14.0 | 11.4 |
Итого | 21 | 7.3 | 21.2 | 12.7 |
Россия (Пулково)
Тип самолета | Количество | Возраст | ||
---|---|---|---|---|
Минимум | Максимум | Средний | ||
Airbus 319 | 9 | 9.1 | 15.0 | 10.2 |
Airbus 320 | 6 | 9.8 | 18.0 | 12.8 |
Boeing 737 | 4 | 19.8 | 21.0 | 20.1 |
Boeing 767 | 3 | 9.9 | 13.5 | 12.1 |
Итого | 22 | 9.1 | 21.0 | 13.0 |
Ну и с кого всё началось – VIM Airlines
Тип самолета | Количество | Возраст | ||
---|---|---|---|---|
Минимум | Максимум | Средний | ||
Boeing 757 | 10 | 18.8 | 21.6 | 19.7 |
Итого | 10 | 18.8 | 21.6 | 19.7 |
Можно было бы продолжать, но эти компании практически покрывают весь рынок пассажирских перевозок.
Итого, промежуточные итоги (отсортировано по среднему возрасту парка).
Авиакомпания | Возраст | ||
---|---|---|---|
Минимум | Максимум | Средний | |
Аэрофлот | 0.1 | 20.8 | 4.9 |
Сибирь | 0.7 | 22.4 | 9.0 |
Уральские Авиалинии | 7.3 | 21.2 | 12.7 |
UTAir | 0.1 | 24.6 | 12.8 |
Россия | 9.1 | 21.0 | 13.0 |
Трансаэро | 0.6 | 30.7 | 16.2 |
VIM Airlines | 18.8 | 21.6 | 19.7 |
Более чем предсказуемо. У Аэрофлота парк новый, в основном не старше 9 лет (за исключением Boeing 767). Сибирь, UTAir и Трансаэро свои парки обновляют, выводя самые старые самолеты (возрастных самолетов уже остается мало, закупаются новые, с завода). Уральские Авиалинии и Россия живут на когда-то купленных самолетах. Минимальный разброс по возрасту у VIM – они все в районе 20 лет.
Само по себе такое исследование имеет определенную ценность. Но вопрос в другом – о чем эти цифры? 20 лет для самолета – это много или мало? Как считают иностранные авиакомпании?
Если бы меня попросили назвать крупные иностранные авиакомпании, то я бы назвал следующие. Американские – Delta, American Airlines, Northwest (сейчас часть Delta), Southwest, United Airlines. Европейские – Lufthansa, Air France, KLM, British Airways, Ryanair. Ближневосточные – Etihad, Qatar, Emirates. Азиатские – All Nippon Airways, Japan Airlines, Korean Air, Singapore Airlines. Ну и австралийская Qantas сюда же. Вопрос: а какой у них возраст парка?
Delta Airlines
Тип самолета | Количество | Возраст | ||
---|---|---|---|---|
Минимум | Максимум | Средний | ||
Airbus 319 | 57 | 8.2 | 12.5 | 9.9 |
Airbus 320 | 69 | 8.4 | 21.5 | 16.8 |
Airbus 330 | 32 | 4.5 | 9.0 | 6.5 |
Boeing 737 NG | 83 | 1.6 | 13.3 | 10 |
Boeing 747 | 15 | 9.8 | 23.7 | 18.7 |
Boeing 757 | 173 | 9.6 | 27.5 | 17.9 |
Boeing 767 | 95 | 9.9 | 25.0 | 15.6 |
Boeing 777 | 18 | 1.9 | 12.5 | 6.9 |
McDonnell Douglas MD-80/90 | 145 | 12.8 | 24.5 | 20.3 |
Итого | 687 | 1.6 | 27.5 | 15.5 |
Одна уже эта таблица дает обильную пищу для размышлений. В Delta Airlines успешно летают самолеты со средним возрастом 20 лет и максимальным – 27 лет. И в других компаниях то же самое:
American Airlines
Тип самолета | Количество | Возраст | ||
---|---|---|---|---|
Минимум | Максимум | Средний | ||
Boeing 737 NG | 167 | 0.2 | 13.0 | 6.1 |
Boeing 757 | 121 | 9.8 | 22.6 | 17.3 |
Boeing 767 | 73 | 8.4 | 26.3 | 19.2 |
Boeing 777 | 47 | 5.7 | 13.1 | 11.0 |
McDonnell Douglas MD-80/90 | 210 | 12.1 | 27.3 | 20.3 |
Итого | 618 | 0.2 | 27.3 | 15.0 |
United Airlines
Тип самолета | Количество | Возраст | ||
---|---|---|---|---|
Минимум | Максимум | Средний | ||
Airbus 319 | 55 | 9.7 | 14.6 | 12.0 |
Airbus 320 | 97 | 9.4 | 18.4 | 13.6 |
Boeing 737 | 28 | 14.2 | 18.0 | 16.5 |
Boeing 737 NG | 212 | 0.8 | 13.9 | 8.7 |
Boeing 747 | 23 | 11.7 | 22.7 | 16.4 |
Boeing 757 | 158 | 7.8 | 22.5 | 17.0 |
Boeing 767 | 59 | 10.3 | 20.9 | 14.0 |
Boeing 777 | 74 | 1.5 | 17.5 | 12.6 |
Итого | 706 | 0.8 | 22.7 | 12.9 |
Хватит, пожалуй, таблиц. Суть ясна. По отдельным моделям средний возраст самолетов в американских авиакомпаниях доходит до 20 лет, максимальный превышает 27.
Для удобства сведу данные по всем упомянутым компаниям в одной таблице:
Авиакомпания | Количество бортов | Средний возраст парка | Максимальный средний возраст по модели | Модель (количество) |
---|---|---|---|---|
Американские авиакомпании | ||||
Delta Airlines | 687 | 15.5 | 20.3 | McDonnell Douglas MD-80/90 (145) |
American Airlines | 618 | 15.0 | 20.3 | McDonnell Douglas MD-80/90 (210) |
United Airlines | 706 | 12.9 | 17.0 | Boeing 757 (158) |
Southwest Airlines | 564 | 11.9 | 20.1 | Boeing 737 (194) |
Европейские авиакомпании | ||||
Lufthansa | 305 | 13.3 | 21.0 | Boeing 737 (56) |
Air France | 255 | 9.4 | 14.2 | Boeing 747 (12) |
KLM | 113 | 9.2 | 17.0 | Boeing 747 (26) |
British Airways | 229 | 12.6 | 19.3 | Boeing 737 (19) |
Ryanair | 280 | 3.8 | 3.8 | Boeing 737 NG (280) |
Ближневосточные авиакомпании | ||||
Etihad Airways | 59 | 4.4 | 8.8 | Airbus A319 (2) |
Qatar Airways | 102 | 4.9 | 21.4 | Airbus A300 (3) |
Emirates | 167 | 6.6 | 10.8 | Airbus A340 (18) |
Азиатские авиакомпании | ||||
All Nippon Airways | 171 | 12.3 | 18.6 | Boeing 747 (8) |
Japan Airlines | 123 | 9.6 | 14.8 | McDonnell Douglas MD-80/90 (16) |
Korean Air | 142 | 9.8 | 19.6 | Airbus A300 (7) |
Singapore Airlines | 118 | 7.1 | 11.2 | Boeing 747 (16) |
Австралийские авиакомпании | ||||
Quantas | 142 | 11.3 | 19.2 | Boeing 737 (15) |
Российские авиакомпании | ||||
Аэрофлот | 114 | 4.9 | 18.8 | McDonnell Douglas MD-11 (3) |
Сибирь (S7) | 40 | 9.0 | 22.4 | Airbus A310 (1) |
Трансаэро | 71 | 16.2 | 19.6 | Boeing 767 (13) |
UTair | 82 | 12.8 | 15.1 | Boeing 737 (30) |
Уральские авиалинии | 21 | 12.7 | 13.5 | Airbus A320 (13) |
Россия (Пулково) | 22 | 13.0 | 20.1 | Boeing 737 (4) |
VIM Airlines | 10 | 19.7 | 19.7 | Boeing 757 (10) |
Какие можно сделать выводы? А их, собственно два.
1. Средний возраст парка самолетов ведущих российских авиакомпаний сравним со средним возрастом парка ведущих мировых компаний. Меньше чем у Аэрофлота средний возраст только у самолетов Ryanair (но у них это политика – закупать только новые самолеты, только одной модификации, эксплуатировать не больше 10 лет) и у ближневосточных – Etihad, Qatar. С этими понятно – компании весьма богатые, заботятся об имидже. При этом, кстати, у Qatar летают три Airbus A300 со средним возрастом больше 21 года.
2. Для самолета 20 лет – не возраст.. У ведущих мировых компаний летают самолеты со средним возрастом, превышающим 20 лет. И не по одному-два борта – у Delta таких 145, у American Airlines – 210. И это только средние величины. А самые старшие в этих парках – 25-27 лет.
Более того, и это не предел. У Federal Express – одна из крупнейших мировых служб доставки отправлений – летают Airbus A310 возрастом в 30 лет без нескольких месяцев! Первый полет – 3 апреля 82 года. А McDonnell Douglas DC-10 с регистрационным номером N365FE совершил первый полет 8 марта 1971 года. Ему сейчас почти 41 год. Средний возраст самолетов этого типа у FedEx – 34.8 лет. И их не один и не два – семьдесят. Самому молодому 23 года. И летают, непрерывно.
Да, я хорошо понимаю, что любой самолет можно халатным обращением заездить за достаточно короткий срок. Но тут уже мы упираемся в другой вопрос – а, собственно, где раньше летали самолеты, которые теперь летают у нас?
Возвращаясь к теме с которой всё началось. А именно, к самолетам VIM Airlines. Из десяти их Boeing 757 шесть летали исключительно у Condor (он же Thomas Cook), оставшиеся четыре кроме Condor несколько месяцев полетали еще у Ryan International. Мне почему-то кажется, что там за ними следили хорошо. Кстати, мне доводилось летать на одном 757 VIM, в 2008-м. К самолету никаких претензий, я бы никогда ему не дал 16 лет. По крайней мере салон у него был в отличном состоянии. Я понимаю, что это не основное, но летел он тоже как по рельсам.
Итого, резюме. Говорить о том, что в росийских авиакомпаниях летает только ржавое старьё, купленное на американских свалках – в корне неверно. Возраст самолетов в ведущих российских авиакомпаниях не сильно отличается от возраста самолетов у лидеров мирового рынка авиаперевозок.
Собственно, я в этом был уверен еще до того, как начал собирать данные.