Социологи
давно подметили взаимозависимость между перманентной верой в чудо и
уровнем бедности населения. Уровень бедности, как правило,
прямопропорционален вере в чудо. И наоборот - чем выше степень
благосостояния и психологического комфорта той или иной социальной
группы людей, тем меньше они склонны поклоняться неким таинственным и
всемогущим силам, искать в них утешения от невзгод, неприятностей и
болезней, рассчитывая на то, что силы в состоянии изменить их судьбу в
лучшую сторону.
Судя по тому, что десятки тысяч ташкентцев вне зависимости от
национальной и религиозной принадлежности готовы часами стоять на
солнце, чтобы на одну секунду припасть к мощам Блаженной Матроны,
доставленным сюда 1 апреля этого года, в Узбекистане с благосостоянием
населения, его здоровьем, наукой и здравоохранением не всё обстоит
благополучно. Денег у большинства взывающих к Блаженной, явно мало,
здоровья, видимо, тоже. Рассчитывать на бесплатную медицину (если хочешь
жить) в Узбекистане не приходится, а качественная и платная - по
карману единицам. Вот и стоят в очереди в надежде на матушку Матрону.
Молодые узбечки, дабы соплеменники не заподозрили в измене исламу, тихо
суют русским женщинам записочки для Матроны и так же тихо отходят в
уверенности, что мощи своё дело сделают.
Какое-то всеобщее помутнение разума. Нечто подобное было во второй
половине восьмидесятых годов. Алан Чумак, на расстоянии и по телевизору
«заряжающий» энергией воду, Анатолий Кашпировский, излечивающий от всех
болезней. Экстрасенсы, колдуны, ясновидящие, авантюристы и аферисты.
Помню, как в Ташкенте больным с диагнозом рак раздавали билеты на сеансы
Анатолия Михайловича, которые он организовал во дворце спорта
«Юбилейный». Один билет достался и моей тёще, царствие ей Небесное.
Господь забрал ее вскоре после сеанса…
Нынешнее паломничество к святым мощам Матроны напоминает мне тот давний
ажиотаж и иллюзии, которыми тешили себя в тот период мои
соотечественники. Нет, я не против церкви, не против Веры, просто
ситуация непроизвольно выводит на экскурс в прошлое. Похоже, тогда
народу всего СССР, а сегодня народу Узбекистана, не хватает уверенности в
завтрашнем дне, гарантирующей тот самый психологический комфорт. И,
главное, остро не хватает денег. Бедность и состояние безысходности.
Печально.
И еще. Все, что происходит в эти дни в Успенском кафедральном соборе
Ташкента, ассоциируется у меня с фильмом «Праздник святого Йоргена»
гениального советского режиссера и ярко выраженного атеиста Якова
Протазанова. Авторы титров к фильму - Илья Ильф и Евгений Петров. Титры
такие же гениальные, а потому их сразу же «разобрали» на цитаты. Приведу
лишь одну из них: «Подбросьте еще парочку исцелений и заканчивайте».
Это не в укор церкви и не стремление оскорбить чувства паствы. Упаси Господь. Это в порядке информации к размышлению…