Математики из Университета Ньюкастла показали, что точечное закрытие
аэропортов является не самой удачной стратегией в случае возникновения
опасных эпидемий. Гораздо эффективнее была бы отмена отдельных
специально вычисленных рейсов. Работа опубликована в журнале PLoS Currents.
Ученые построили математическую модель распространения опасных инфекций
на основе данных о 500 крупнейших аэропортах мира. В модель был включен
реально существующий набор рейсов между ними, а при распространении
инфекции учитывался случайных характер этого процесса.
По условиям моделирования, эпидемия начиналась в Мехико со ста зараженных людей и распространялась по всему миру в течении года.
Авторы пытались найти такую стратегию, которая при отмене равного числа
рейсов сможет привести к наиболее эффективному сдерживанию эпидемии.
Рассчитывалось количество дней, прошедших до достижения пика заражения и
общее количество инфицированных.
Чтобы найти те рейсы, отмена которых будет наиболее эффективна, авторы
ранжировали их по различным топологическим параметрам и отменяли те из
них, что имели наибольшое значение. Например, "закрывали" рейсы в самых
крупных аэропортах или те, что имели максимальный коэффициент Жаккара.
Самой эффективной стратегией оказалась отмена рейсов с максимальной
взвешенной загруженностью (betweenness centrality), определяемой как
доля кратчайших путей, проходящих через данное ребро графа.
Оказалось, что закрытие отдельных аэропортов было эффективно, только
если становилось настолько обширным, что приводило к снижению перевозок
на 95 процентов. При этом такого же уровня сдерживания инфекции
удавалось добиться за счет закрытия всего 18 процентов рейсов,
отобранных по параметру максимальной взвешенной загруженности.
При одном и том же числе отмененных рейсов (25 процентов) стратегия
закрытия целых аэропортов снижала распространение инфекции на 18
процентов, в то время как отмена отдельных рейсов снижала этот параметр
на 37 процентов.
Следует отметить, что модель не учитывала, что многие полеты
осуществляются с пересадками, поэтому количество отмененных рейсов не
имело отношения к числу затронутых отменами пассажиров.
Математические исследования транспортной системы иногда приводят к
контринтуитивным результатам. Так, было показано, что для увеличения
пропускной способности дорог иногда некоторые из них следует закрыть, а автобусам лучше ездить без расписания.
|