В феврале – 130 лет со дня смерти Достоевского. Юбилей не бог весть
какой круглый, но для разговора о нем любой повод пригодится, и
разговоры о Достоевском не замолкают даже и без специальных поводов. Он
остается живым – то есть задевающим за живое.
Думается, и без
того нечистые воды русской словесности в отношении Достоевского сильно
замутил Набоков, когда дошли до русского читателя его претензии:
Достоевский, мол, просто плохой писатель, вообще не писатель, а
журналист, фельетонист, умевший разве что построить детективную
интригу. И не Набоков эту тему открыл. Бунин то же говорил: суёт Христа
во все свои полицейские романы.
Не секрет, что наибольшее
раздражение вызывает у читателей Достоевского его форсированное,
избыточное христианство, которое он действительно вставляет куда надо и
куда не надо. Но как раз за это ухватились в начале прошлого
("серебряного") века столпы пресловутого "русского
религиозно-культурного ренессанса", - и тему излишне заговорили,
заболтали. За всем этим нельзя отрицать, что Достоевский обладал остро
философическим умом, его романы сплошь и рядом – "философемы", даже и
вне христианских декораций. И еще одно качество стойко укрепилось за
Достоевским – его способность к психологическим прозрениям и
откровениям.
Со временем стало ясным, что Достоевский в этих
своих качествах не исключителен, его философские и психологические темы
нашли тщательную разработку в философии экзистенциализма и в
психоанализе Фрейда. Конечно, он был предтечей, но эти темы теперь
самостоятельно существуют, причем более адекватно поданные. Остался
Достоевский – писатель, художник слова, "редуцированный" к искусству, о
художнике и судите. Но и тут чистой эстетики не получалось, потому что
Достоевский тащил на себе еще один груз – свою публицистику,
пресловутый "Дневник писателя", в котором наговорил действительно много
лишнего - и крупно, и мелко неверного. Про "Константинополь будет наш"
и вспоминать не хочется, или о простом и легком выселении мусульман из
Европы, но как пройти мимо той грандиозной несуразицы, что социализм
будет стоить Европе сто миллионов голов, а Россия есть, была и пребудет
вечным оплотом мира и благоволения. С точностью наоборот! – как теперь
говорят.
Достоевского надо, так сказать, бить его же оружием,
видеть в самом авторе ту психологическую усложненность и
двойственность, что в его героях. Достоевский сам был "бес" - не в
смысле персонажей революционного подполья, а настоящий бес, "умный дух
пустыни", искушавший Христа. Он был то, что называется адвокат дьявола.
Настоящие мысли Достоевского о мире и людях – те, что излагает в
"Братьях Карамазовых" Великий Инквизитор , отнюдь не Христос. Христос в
этой сцене, как известно, молчит. А Инквизитор открывает последнюю
тайну: "Мы не с Тобой, мы с ним" - то есть с этим самым умным духом
пустыни. С дьяволом, попросту говоря. Вот и Достоевский был "с
дьяволом", а если сказать корректней и наукообразней – ушел от Фрейда к
Юнгу, дал юнгианскую трактовку Христа как обретенной самости, то есть
синтеза добра и зла. Крест, по Юнгу, есть визуальный символ самости,
полноты личностного бытия, включившего в себя зло. Распятое Добро и
есть самость, то есть приятие зла как условия существования.
Достоевский всю жизнь хотел – и пытался – написать о Христе и однажды
написал христоподобную фигуру князя Мышкина, но это скорее карикатура,
а настоящий Христос у Достоевского – Ставрогин (само имя значимо:
"ставрос" – крест). Зло не существует как вынесенное за пределы Добра,
но в синтезе, в крестном сораспятии. И после Ставрогина Достоевский
потянул туда же Алешу Карамазова, выведя его из монастыря с мыслью
доставить на эшафот за террористическую деятельность. Добро, приявшее
зло, – по Достоевскому, наиболее репрезентативная христианская фигура,
будь это в "акте" или в "страдании", в активном или в пассивном залоге.
Томас Манн написал однажды: человек, носящий в душе хаос,
должен быть корректно одет. Русские тут сразу вспомнят Блока – в быту
аккуратнейшего чистоплюя-немца. У Достоевского такой корректной одеждой
была его во всех отношениях неподобная публицистика. Он хотел казаться
большим роялистом, чем король. Это было и остается интереснейшим
зрелищем русской литературы. Солженицын – не в счет, он искренне верил
тем архаизмам, что проповедовал в публицистике. А Достоевский не верил
ни в сон, ни чох – но страдал от этого. Он хотел веровать, как Шатов в
"Бесах". Ставрогин на это: а ваш заяц пойман али еще бегает?
Достоевский – тот самый заяц, которого нам не поймать, если мы будем
верить ему на слово.
|