Совсем недавно в российских кинотеатрах «отгремел» гениальный
французский мультфильм «Иллюзионист». О нём я узнал около года назад,
когда рассказывал о
«Secret of Kells»
и с тех пор не мог дождаться. Что между ними общего? Пожалуй лишь
трепетное отношение их создателей к своему творению и в частности к
графике.
В каждой сцене видно аккуратность и любовь. Все они проработаны до
мелочей. Тут нет халтуры, нет того, что сделано на отвяжись. Многие
моменты можно было бы вырезать — они не несут смысловой нагрузки.
Например идущую по мостовой даму с собачкой. Её показали просто так, и,
если бы её не было, никто бы и не заметил. Но она была и это отдаёт
таким теплом. Такие детали обращают на себя внимание и ты просто
понимаешь, что ты влюбляешься в эти кривые улочки, ветхие комнатки
отелей, мигающую вывеску, а тоскливые будни превращаются в волшебную
сказку.
Обстановка любой сцены такова не просто потому что она нужна, как
зачастую делают в современных мультфильмах, она создаёт атмосферу. На
память вдруг приходит недавний русский мультфильм — что-то из серии о
богатырях. Там был прекрасный ход — огромный ковёр с картой страны, на
котором царь следил за состоянием дел. И вот только этому ковру было
уделено внимание. Все прочие декорации лишь указывали время и место. Ни
одной детали, лишнего стула, трещинки на окне. Сухо и прямо. Всё, что
не касается сюжета, лишнее. В «Иллюзионисте» можно бесконечно
разглядывать детали: складки на платье, вешалка в гримёрке и
раскиданные там же коробки, блики на витрине, лица персонажей. Это как
если сравнивать сухой офисный календарь и картину.
Отдельных слов заслуживают герои. Возвращаясь к «Secret of Kells»,
можно сказать, что там персонажи отрисованы в примитивном стиле. Их
лица выражают, разумеется, внутренний мир, но от этого не становятся
выразительными. А в обсуждаемом фильме каждый человек — история. Лица и
комплекции их карикатурны. По этому сразу видно, что он пьяница, а этот
делец, третий тот ещё проныра, а четвёртый франт. А их характеры,
поведение?! Аниматоры на славу потрудились. В них столько живости и
подтекста — хочется смотреть, не отрываясь.
Фильм пронизан тонким и не очень юмором, добротой и скрытыми эмоциями.
Почему скрытыми? Да потому что об эмоциях приходится по большей части
догадываться и судить лишь по поведению героев — слов, практически нет.
Диалоги очень короткие и потому понятные. Это придаёт фильму
пикантность. Поэтому советую смотреть в оригинале.
Что касается сюжета, то вы теперь и сами сможете узнать его, посмотрев
этот замечательный мультфильм. Это грустная история об острой нужде, о
старом иллюзионисте-неудачнике и девочке, которая поверила в
волшебство. Несмотря на все невзгоды, он сделал своё главное чудо в
жизни, тем самым ознаменовав свой уход со сцены. Занавес.
UPD:
The Illusionist.
Режиссёр Sylvain Chomet.
www.imdb.com/title/tt0775489/