На
днях я оказалась на одном мероприятии, где присутствовали маститые
корифеи научной журналистики и ученые. Именитые авторы книг, редакторы
заслуженных журналов и другие обсуждали текущее положение дел в отрасли и
горестно приходили к мысли, что все плохо. "Объясните мне, как такое
может быть?! - недоуменно восклицал ведущий когда-то дико популярной
познавательной телепередачи. - Почему раньше научно-популярные журналы
издавались миллионными тиражами, которые сразу раскупали, а теперь они
пропали? Куда все это могло деться? Куда делись читатели?" Остальные
присутствующие соглашались, что ситуация чудовищная и никакого внятного
объяснения этому нет.
Я сидела там, и мне казалось, что встреча проходит в Зазеркалье
или в каком-нибудь другом мире победившего абсурда: десяток уважаемых,
профессиональных, компетентных людей всерьез обсуждают несуществующую
проблему и упорно не замечают реального положения дел. Дискуссия шла в
одном из помещений книжного магазина "Библио-глобус", и прямо над
собравшимися располагался зал, набитый научно-популярными книгами и
журналами обо всем на свете. Но золотые перья продолжали тосковать о
своей горькой потере.
То, что происходило на встрече, в психологии принято обозначать
заграничным термином confirmation bias - искажение восприятия. У этого
явления бывает множество причин, но все они приводят к одному
результату: одураченный самим собой мозг начинает не только
воспринимать, но буквально видеть действительность искаженной.
Убедиться, что этот трюк прекрасно работает, вы можете прямо сейчас: не
проверяя в интернете, попробуйте ответить: какой, по-вашему, процент от
всего населения Соединенных Штатов составляют евреи? Если ваш ответ -
около 15-20 процентов, то у вас, как и у большинства людей на планете,
нет внутреннего чувства статистики, но зато есть здорово искаженный
взгляд на некоторые национальные вопросы. Правильный ответ - примерно
два процента.
Точно такое же искажение восприятия демонстрировали и заслуженные
мастера научпопа. В их мире в советские времена печаталось множество
научно-популярных журналов и книг, выходили просветительские передачи и
фильмы. И все, ну практически все жители СССР как минимум за неделю
ждали появления новых шедевров научпопа и расхватывали их как горячие
пирожки – а как же, ведь все журналы и книги о достижениях науки и
техники моментально исчезали с прилавков. Сейчас же все рухнуло:
журналов нет, по телевизору сплошной "Дом-2", люди перестали читать
книги. Не иначе, на переломе эпох в ДНК россиян вклинилась какая-то
мутация, которая начисто отбила у них любопытство и тягу к знаниям.
А теперь взглянем на цифры. Тиражи пары-тройки самых популярных
научпоп-журналов в СССР доходили до 3 миллионов, у остальных показатели
были скромнее. Издания во многом пересекались, поэтому смело можно
считать, что аудитория "Науки и жизни" и, скажем, "Знание-силы" тоже во
многом пересекались. Но пусть суммарно у них было 5 миллионов читателей.
А всего в СССР в благополучные 70-е годы жило 240 миллионов человек. То
есть доля потребителей научно-популярной продукции слегка превышала 2
процента. Не так уж и много, правда?
Думается, на сегодняшний день ситуация изменилась незначительно.
Просто фокус внимания государства сместился от науки и научпопа в
сторону совсем других ценностей. Высоколобые ученые, инженеры и
космонавты больше не являются любимыми персонажами агитпропа и героями
детских мечтаний. А издатели журналов, переводчики книг и сценаристы
фильмов о науке никуда не делись - вот только теперь им не помогает
щедрая плановая экономика и за жизнь приходится бороться самостоятельно.
Выдерживают не все. В этой непростой ситуации энтузиастам научпопа как
никогда нужна поддержка уважаемых, да и просто умных людей, которым
давно пора бы уже оглянуться и преодолеть свой confirmation bias.
|