С 8 по 10 июня в ташкентском театре «Ильхом» имени Марка Вайля
проходил первый Центральноазиатский фестиваль независимого кино - CAFIF
(Central Asian Festival of Independent Films, cafif.net). В нем
участвовали кинематографисты Узбекистана, Кыргызстана, Казахстана и Таджикистана.
В программу фестиваля вошло более пятидесяти фильмов сорока авторов,
созданных в жанрах анимации, видеоарта, игрового и документального кино.
«Идеология без «идеологий»
«Идея создания регионального фестиваля зрела давно, основной нашей задачей была консолидация авторов из стран Центральной Азии»,
- говорит художественный руководитель проекта режиссер Олег Карпов. –
«Причем, программа, да и вообще вся идеология фестиваля, никоим образом
не зависит ни от госструктур, ни от общественных организаций и фондов,
традиционно опекающих культуру».
Карпов отметил, что фестиваля независимого кино, подобному CAFIF, «еще не было ни в одной из среднеазиатских республик».
«В то время как интернет пестрит сообщениями, что, мол, Узбекистан –
это тоталитарное государство с жестоким режимом, мы совершенно спокойно
провели фестиваль, со стороны госорганов не было никаких препон», -
комментирует Карпов.
Самоирония и серьезный подход
Стараясь показать, как развивалось независимое кино в Кыргызстане,
Казахстане и Таджикистане, охватив при этом как можно больший временной
период, организаторы отбирали фильмы, снятые как в наши дни, так и
десять-пятнадцать лет назад. В узбекскую же часть фестивальной программы
были включены последние работы видеоартистов, которые, по словам
Карпова, «шли как продолжение фестиваля videoART.uz», и которых
ташкентский зритель еще не видел».
«Мощная подборка фильмов позволила впервые за много лет сопоставить и
сравнить не только различные национальные школы независимого кино, но и
общие для региона тенденции», - говорит член жюри от Узбекистана,
лингвист и режиссер Алексей Улько. – «Если упрощать, то по тематике
фильмы можно разделить на две большие группы, в которых господствуют
урбанистическая и сельская проблематика. Было интересно наблюдать, как
многие авторы, привлеченные «вкусной» фактурой народной жизни, стремятся
вместе с тем уйти от открытой декоративности, от ориентализма – с
различной степенью достоверности».
С другой стороны, поскольку негативные образы, по определению Улько,
«в целом более эмоционально выразительны», чем «позитивные», «источаемые
официальным кино и СМИ во всем регионе», то, естественно, было много
художественной оппозиции гламуру: картины разрухи, бедности, пьянства,
торгашества, жесткости и так далее.
«Причем, если у наших соседей преобладает серьезное отношение к тому
или иному жанру киноискусства, то в узбекском независимом кино
присутствует элемент иронии или самоиронии, внутреннего «прикола»,
стремления мешать между собой языки высказывания», - продолжает Улько.
К примеру, это может быть клип, переходящий в видеоарт и кончающийся каким-нибудь «гэгом», либо - наоборот.
«Во всяком случае, есть стремление создавать какое-то многоплановое
искусство, использующее эзопов язык, что киргизским и казахским коллегам
иногда кажется слишком завуалированным, формалистичным, неактуальным,
несоциальным, поскольку элементы «актуальности» и «социальности» для них
гораздо важней», - заключает Улько.
О «независимом кино» и не только
Разнообразие тем, затронутых в фильмах, порождало и множество
вопросов, в том числе, и о состоянии «независимого кино» в Центральной
Азии, которое, по мнению кинокритика из Кыргызстана Гамала Боконбаева,
«находится в глубоком кризисе».
Характеризуя киргизское кино, Боконбаев отметил, что при
сформировавшейся идеологии между двумя ключевыми фигурами – Манасом и
Чингизом Айтматовым – государство поддерживает, в основном,
«национальные» или, по определению критика, скорее, «националистические»
проекты.
В стране, по его словам, научились делать и кассовое зрительское
кино, на котором, при закрытой языковой политике и использовании
«боливудских» приемов, зарабатываются деньги, хоть и небольшие.
«Тем не менее, у нас свободное общение со всем миром, процветает
фестивальное грантовое кино, и прокат фестивальных фильмов считается
осуществленным бизнес-проектом, поскольку грантовые средства идут как на
съемку картин, так и на зарплату для творческих коллективов», - говорит
критик.
Вместе с тем, некая «независимость» обернулась, по словам Боконбаева,
независимостью от новых идей, поскольку при «свободе слова» и
отсутствии видимых запретов непонятно, за что и против чего бороться.
Говоря об узбекском независимом кино, Боконбаев отметил, как бы в
подтверждение слов Улько, что казахские и киргизские критики обычно
высказываются о нем, как о кино «эстетском», в отличие от более
«социального» кино в их странах.
«При этом «социальный» бунт художника в Кыргызстане относительно
«безопасен» и требовать того же от узбекских коллег – сложно», - считает
Боконбаев.
Отмечая «креативность работ узбекских авторов», Боконбаев подметил,
что такие фильмы снимаются, как правило, одним или двумя людьми и без
какого-либо бюджета, на собственные средства, в отличие от соседних
стран – Кыргызстана, Казахстана и Таджикистана, где у авторов есть
возможность создавать картины на зарубежные гранты.
«Стило независимости»
Поскольку фестиваль не был конкурсным мероприятием и никаких мест на
нем не присуждалось, жюри, куда вошли Владимир Тюлькин (Казахстан),
Гамал Боконбаев (Кыргызстан), Орзумурод Шарипов (Таджикистан), Алексей
Улько (Узбекистан) и Сесиль Хуберт (Бельгия), отметило памятными
призами наиболее интересные работы.
Главными призами стали трехлитровый кувшин с вином под названием
«Кислое вино посттворческого похмелья» с нанесенным на него логотипом
фестиваля, а также «Стило независимости» - обоюдоострый клинок в ножнах,
в рукоятку которого вмонтирована миниатюрная видеокамера.
Кувшин с вином был вручен Александру Угаю (Казахстан) за фильм
«Бастион», а «стило» - Эмилю Джумабаеву и Марату Алыкулову (Кыргызстан)
за фильм «Страна и государство». Другие участники фестиваля получили большие специально высушенные
лепешки – под названием «Черствый хлеб нонконформизма». Каждый из членов
жюри лично вручал лепешку автору (в том числе, и авторам из числа
членов жюри), чей фильм наиболее пришелся по душе. Награжденные же
отведывали свой честно заработанный хлеб под дружные аплодисменты, смех
коллег и зрителей, собравшихся в фойе театра.
Счастливыми обладателями «Черствого хлеба» стали Зоя Фалькова
(«Бросок», Казахстан), Орзумурод Шарипов («11000 километров до
Нью-Йорка», Таджикистан), Дмитрий Донской («Старая история»,
Узбекистан), Нигина Раджапова («Страх», Таджикистан), Владимир Тюлькин
(«Не про собак», Казахстан), Андрей Кудряшов («Бабочка», Узбекистан),
Александр Барковский («Как Майкл Джексон», Узбекистан).
Международное информационное агентство «Фергана»
|