В мире Facebook пользователи играют роль либо королей(или
трендсеттеров),
либо леммингов. Такие выводы сделали исследователи, целью которых было
проанализировать как распространяется информация в социальных сетях.
Споры о том, как происходит обмен идеями и линиями поведения в
социальных группах идут не одно десятилетие. Согласно так называемой
гипотезе влиятельных лиц, получившей свое распространение например в
книге «Переломный момент»
Малкольма Гладуэлла,
наибольшее влияние на окружающих имеет сравнительно небольшая группа
людей. Например, если родители популярного в школе ребенка купят ему
iPhone, то и многие остальные дети последуют их примеру. Критики этой
идеи утверждают, что дело здесь скорее в том, насколько готово общество к
восприятию новых идей.
Спор оставался неразрешенным, потому что поставить корректный
эксперимент в этой области является достаточно сложной затеей. Но теперь
у исследователей есть возможность воспользоваться помощью социальных
сетей, таких как Facebook, с их
армией хомячков многомиллионной аудиторией. И что замечательно, сделать это абсолютно бесплатно.
Двое исследователей из Нью-Йоркского университета (Синан Арал и Дилан
Уокер) использовали для своих целей некое приложение из Facebook,
которое дает возможность пользователям оценивать фильмы и рекомендовать
их своим друзьям (что за приложение не уточняется по просьбам компании).
Приложение действует следующим образом. Если вы ставите какому-либо
фильму оценку, то нескольким вашим друзьям, выбранных случайным образом,
рассылается сообщение, уведомляя их о рейтинге, также высылается ссылка
и на само приложение. Чем больше друзей, которые устанавливают
приложение после получения уведомления от вас, тем выше степень вашего
влияния. Чем короче время, прошедшее между получением уведомления и
установкой приложения, тем выше восприимчивость вашего приятеля.
За 44 дня почти 8т пользователей отправили более 40т уведомлений до 1,3
млн. друзьями, и около 1000 из тех друзей установили приложение.
Исследователи затем построили модель распространения «заразы» через эту
социальную сеть. Если рассматриваемая гипотеза верна, большинство
рассылок должно исходить от небольшого числа ключевых людей.
Как оказалось, в реальности же необходимо учитывать и влиятельность и
восприимчивость одновременно. Например выяснилось, что более влиятельны
люди старше 30 лет, что ровесники оказывают наибольшее влияние друг на
друга и что женщины оказывают на мужчин больше влияние чем друг на
друга. Но что самое интересное, так это то, что в одном и том же
человеке не сочитается влиятельность и восприимчивость (по крайней мере
среди пользователей Facebook), есть только законодатели моды и их
последователи.
Разделение между влиятельностью и восприимчивостью может иметь большое
значение для развития интернет-маркетинга. Можно предположить например,
что Facebook заведет статистику по этим показателям у своих
пользователей, и будет показывать им больше рекламы или акцентировать на
них рекламные акции при выводе новых продуктов на рынок, для того чтобы
они своей «влиятельностью» воздействовали на остальных.
Подготовлено по материалам
ScienceNOW.