Сначала я получил материалы с крупной конференции по ритейлу. Затем
узнал, что про корпоративную культуру там просто зажигал Enter. Потом
мне стало безумно интересно посмотреть, насколько это соответствует
реальности, и поэтому я напросился на эскурсию с правом выложить всё
потом на Хабр.
Ниже отчёт про офис.
Кратко: «Энтер» — это магазины формата «мало товаров в выкладке, продам
через компьютер из магазина, доставляем до дома». Говорят, идея
появилась после того как учредитель насмотрелся на пикапы, доставляющие
всё и вся в Америке. Получился гибрид интернет-магазина и реального, где
можно пощупать основные товары, а потом осмотреть и заказать всё что
нужно, стоя около консультанта или стола с тач-скрином во всю плоскость.
UPD: Теперь ликбез про культуру. Это не вбивание в голову слоганов и не
разучивание гимна. Культура — это построение таких отношений, когда на
работу хочется ходить, на ней хочется (сюрприз!) работать, есть
информация о деятельности компании (что, как и зачем делается
стратегически), плюс есть позитив. Для корпорации культура — способ
мотивации, удержания людей (чтобы не сманили) и снижения текучки.
На входе вот такая доска. Сегодня она пустая, но вообще здесь пишут имя
нового сотрудника, который был нанят недавно. Например, привет, Коля из
отдела доставки!
Вот холл, где гости ждут, пока охрана решит, пропускать или нет. Тут же часто тусят сотрудники.
Внутри компании есть система «джедай-падаван»: за каждым новым
сотрудником закрепляется двое «дедов», которые показывают ему офис,
знакомят с бухгалтерией и вообще отвечают на все вопросы не по
профессиональной сфере. Джедаев двое чтобы всегда кто-то один был
доступен, сами джедаи обычно не из отдела, куда вышел новичок. Например,
пришли в маркетинг — вот вам дядя Паша-грузчик и Мария из закупок.
Тут переговорка-учебка, обсуждается какой-то процесс. Пока стандартный вид.
Везде по офису висят плакаты с ценностями, причём часто — привезённые с
мероприятий. Офис просто невероятно увешан тремя типами плакатов:
внутренними ценностями, обещаниями клиентам и данными про специальную
олимпиаду внутри компании.
Это вот схема Олимпиады (скрин со внутрикорпоративного сайта):
Итого: есть ачивки за разные достижения, есть возможность выиграть
путешествие (случайное, билет отдадут в аэропорту), плюс в том году
можно было получить акции компании. Рейтинг складывается из активности
внутри коллектива: это и выполнение плана, и социальность (когда тебя
лайкают свои же внутри корпоративной сети) и разные штуки типа
придуманных и принятых идей. Получается такая игра, где рейтинг очень
мотивирует расти и расти. Вот, например, скрин домашней страницы
внутреннего портала, где явно видно, как это бьёт в голову каждый день:
Возвращаемся в реальность. На стенах демотиваторы из фотографий топ-менеджмента и сотрудников:
Вот ещё пример:
Рабочее место на втором этаже:
Наш товар, не могу пройти не сфотографировав:
Колл-центр:
Видно, что операторы сидят очень тесно, но у всех гарнитуры, которые, вроде, отсекают соседние разговоры.
Тут много всякого хендмейда:
У кого-то день рождения:
Везде по офису висят вот такие гирлянды фотографий:
Вот мне показыают фото босса, купающегося в фонтане после окончания проекта ритейл-сети для МТС.
По центру — дартс на раздевание, правее — первые таблички на кабинеты, когда нормальных не было.
В окна очень сильно светит, поэтому все их заклеивают как могут:
Вот ещё кусок офиса:
Вот пэкмен:
Какой-то хитрый план по захвату мира:
Сотрудники приносят своих домашних питомцев. Это Игорь:
В отделе, где продают мебель по телефону, лежат образцы тканей, чтобы можно было взять и пощупать:
По офису летают вот такие кресла. Раньше они стояли в переговорках, теперь их заменили:
У дизайнеров дорогие экраны. У всего этажа.
Поздравления на двери босса:
Мини-фотостудия внутри офиса для срочных съёмок
Пока идёт ремонт, товар хранится прямо в коридорах:
Тут уже почти всё готово:
Это не место для гроба вампира, а переговорка, где можно удобно сидеть как в амфитеатре.
Строители при виде человека с фотоаппаратом сейчас вскочат и займутся делом. Спугнул.
В подвале есть промежуточный склад, откуда идут доставки:
Сюда принимается старая техника на разбор, например, когда покупатель меняет старую плиту на новую:
Офис:
Значки корпоративных ценностей для персонала:
Теперь ещё про культуру, вот интересные вещи, которые я вынес оттуда:
- Внутри офиса есть радио (используется голосовой интерфейс какой-то
имеющейся охранной системы), где объявляются разные активности.
- Как я понимаю, у сотрудников достаточно плавающий график, можно работать ночью.
- Каждую пятницу проводится безумная активность, например, день диких причесок, пятница усов и так далее.
- Есть функционал выбора человека на обед: корпоративный сайт
выкидывает каждый день случайного героя, и если оба согласны,
отправляются обедать и меняться опытом.
- С некоторой регулярностью проводятся тематические фотосеты среди сотрудников на мероприятиях.
- Есть брендированная продукция, которая выдаётся по особым поводам
(типа, всем участникам события N): рюкзак времён старта компании на
рынке для сотрудника чем-то похож на капитанские погоны.
- Вообще, чем больше перемешиваются люди не по работе, тем лучше.
Вот ещё скрины портала: это профиль юзера.
А это — место, где можно подать идею:
Поначалу я был в диком восторге и зависти от увиденного, но потом эмоции
немного поутихли. Дело вот в чём: Enter старается быть первым и лучшим в
очень многих сферах. Например, через 2-3 года планируется, что компания
войдет в тройку лучших работодателей в России. Ещё про перфекционизм —
набираются только подходящие по духу люди на все должности, включая
линейные (в частности, водителей). Слишком легко впасть в «синдром
последнего бага», пытаясь достичь последних десятых долей процента.
И, самое главное, что я увидел — это то, что в работу можно реально
играть, причём так, как в какую-нибудь RPG. Вся компания, кажется,
действует по принципу «работа должна нравиться». И у них, похоже
получается. Осталось проверить, насколько эта оффлайновая RPG затягивает
и мотивирует.
UDP: В комментариях уже собрался импровизированный конкурс «Докопайся до
офиса». Визуально это эталонный типовой офис IT-компании, у которого
самое интересное — в корпоративной культуре, а не физическом месте.