вторая часть
Хочу вынести на обсуждение несколько тем, касающихся современного
школьного образования. Всё будет представлено на примере урока по
физике.
- Как должна быть поставлена школьная задачка? Какова должна быть сложность? Что должны представлять из себя лабораторные работы?
- Интернет — образование. Возможно ли в России создание аналога онлайн
архива лекций (и не только) khanacademy.org? Именно нормальных уроков и
лекций, связанных в один программный курс, а не пособий по дрессировке к
ЕГЭ. Как советская система образования может выглядеть в современных
медиа (видео-лекции, интерактивные приложения)? Кто будет это делать?
- Мои соображения о смете расходов на разработку материалов для полного школьного курса по физике.
Здесь представлена первая часть, остальные будут позже.
Немного обо мне
Учился в Петербурге, не в самом последнем ВУЗе. Немного работал со
школьниками. Сейчас веду, как сказали бы у нас, упры и лабы по физике в
одном из ТОП10 университетов мира (в США), будучи аспирантом. Глядя
вокруг, я стал думать о том, почему наше образование всё ещё ценится и
что же конкретно в нём такое хорошее.
Какими бывают школьные задачки
Задача: "Прохождение Венеры по диску Солнца”
Как известно, изредка Венера проходит по диску Солнца. Последнее такое событие было совсем недавно – 6 июня сего года.
Давайте пофантазируем, какая могла бы получиться задачка по физике на
эту тему. Будем двигаться от формулировки для школьника с хорошей
подготовкой по ниспадающей. Итак.
Вариант А
Оцените, как часто Венера проходит по диску Солнца.
Дано: любые справочные данные.
Лаконичное условие. В данном варианте мы предполагаем творческую задачу, максимально приближенную к исследовательской работе.
Для того, чтобы выявить все эффекты задача требует несколько
последовательных шагов, каждый из которых вполне тривиальный. Задача
хороша тем, что можно глубоко копнуть и качественно показать чередование
промежутков между затмениями, а можно и грубо оценить частоту.
Краткое решение:
1. Из-за того, что Венера и Земля находятся в разных плоскостях (угол
примерно 3 градуса), описываемое событие происходит не каждый раз, когда
Венера оказывается между Землёй и Солнцем, а только когда это
происходит вдоль прямой пересечения плоскостей орбит.
2. Зная, что последнее событие было 06/06/2012 и заметив, что отношение
периодов Земли и Венеры примерно 13/8, мы можем заключить. что в
следующий раз планеты окажутся в той же конфигурации через 8 Земных лет
(или через 13 лет Венеры).
3. Обратив внимание на то, что отношение периодов всё-таки не ровно
13/8, а с хвостиком, можно оценить через сколько лет этот хвостик даст
значимый сдвиг по фазе. Для этого надо оценить продолжительность
затмения (это делается из простой геометрии) и сравнить её с хвостиком.
Не делая особо точных расчётов можно сделать вывод, что промежутки
времени между событиями будут чередоваться так: сначала пара раз по 8
лет, потом происходит расфазировка и наблюдается промежуток в ~100 лет, в
течение которого накапливается сдвиг равный одной фазе, после чего
повторяется цикл.
Вариант Б
А) При каком положении планет (в какое время года) наблюдается описываемое явление?
Б) Как часто планеты возвращаются во взаимную конфигурацию, если один год на Венере примерно равен 8/13 Земных лет?
В) Как изменится ответ в пункте Б, если отношение периодов не ровно 8/13, а 0.61533?
Уже есть подсказка хода действий в самом условии. Дано может быть подобрано так, чтобы получался красивый ответ.
Вариант В
А) Угловая скорость Венеры по небу в момент прохождения между Землёй и
Солнцем V_в, угловая скорость Солнца V_с, угловой размер Солнца S.
Найдите длительность прохождения Венеры по диску Солнца используя
формулу номер 352 из рекомендованного учебника (Пирюлькин и Ковырюлькин,
2012, издание 9-ое дополненное).
Б) Отметьте на рисунке, в каких точках орбиты происходит описываемое явление.
Тут уже требуется лишь использовать формулу. К контрольной работе эту
формулу надо будет уже запомнить. Более того, все обозначения переменных
в условии задачи будут совпадать с теми, что в учебнике, чтобы не дай
Бог не запутать школьника!
Вариант Г
Длительность прохождения Венеры по диску Солнца:
А) 100 лет
Б) 1 год
В) 10 часов
Г) 1 секунда
Частота события:
A) 1 млн лет
Б) Чередование в 100 тыс лет и 1 млн лет
В) Чередование в 100 лет и 8 лет
Г) Никогда
Вариант Г для школьников, что сидели на уроке, и у которых что-то оседало в голове.
Естественно, спектр условий от А до Г практически непрерывный.
Из-за злоупотребления подготовкой к ЕГЭ, как по вине родителей, так и по
инициативе школ, теряются полностью задачи типа А-Б и почти что В.
Вопрос – плохо ли это? Приведу пример. Если я вас спрошу, как раскрыть
скобки (а+б)*(в+г), то как вы начнёте думать? Наше фундаментальное
образование предусматривает, что мы помним правило в духе: "каждое
слагаемое первой скобки надо умножить на каждое слагаемое второй
скобки”. И после того, как вы вспомнили это правило, пишете ответ:
а*в+а*г+б*в+б*г. Отлично. А в США порой учат самой формуле, и у студента
от зубов отскакивает формула без задержки на размышление. А если
попалось три слагаемых – выкарабкивайся сам.
Не верите? Тогда скажите, как решается квадратное уравнение. Первое, что
приходит на ум: "минус бэ плюс-минус корень из ...”. Но это не "как
решается”, а "какие корни”. Другими словами, эту формулу мы все дружно
вызубрили и на самом деле немногие смогут её вывести или даже просто
доказать. Хотя её вывод входит в стандартный школьный курс.
Эти примеры я привёл для того, чтобы проиллюстрировать то, какими бывают
знания. Я бы их разделил на зубрёжку (В и Г), понимание (Б) и осознание
(А). Зубрёжка – это знание формулы, понимание – знание формул и области
их применения, осознание – возможность вывести. Получается, что
среднестатистический россиянин (как мне кажется) открытие скобок знает
на уровне осознания, а формулу корней квадратного уравнения где-то между
зубрёжкой и пониманием. Но вот открытие скобок уж точно у нас никто
зубрёжкой не учит.
Вывод следующий. Два студента могут решить задачу про Венеру и
иметь пятёрку по астрономии за четверть. Но вот в зависимости от того,
как была поставлена задача, ценность их трудов может быть принципиально
разная. Минобр хочет сделать так, чтобы "студент из глубинки получил те
же знания, что и студент в мегаполисе”, и "знания бы их оценил тест
ЕГЭ”. Ну господа… Это как ради оптимизации производства делать ботинки
только 36-го размера, а всем у кого нога больше отрезать пальцы.
Конечно, я за повышение уровня образования в провинции, но не путём
понижения среднего арифметического по стране.
Также хочу задать вопрос, — должны ли по вашему мнению окружающие вас
люди уметь решать квадратное уравнение? По-моему, это устанавливает
качество жизни, ровно и как умение отжиматься, знание стран входящих в
БРИКС, уверенное владение email и осознание необходимости пересечения
дороги только на зелёный свет.
Иллюзорность знаний
Чем же плоха зубрёжка? Нынешнее министерство образования, скажет, что
мол оно и не надо, глубокие знания нужны единицам, а остальные пусть
вызубрят базу и хватит. Но зубрёжка, вкупе с платностью образования,
чревата полной деградацией. Объясню почему. Представьте хорошего
школьного преподавателя или лектора начальных курсов. Какое впечатление о
своём предмете он вам оставил? Лично у меня, что я ничегошеньки не
знаю, что предмет необъятен и скрывает много неизведанных омутов. И это
правда. А теперь представим, что я плачу преподавателю за каждое
занятие. Ему придётся создать у меня иллюзию, что я становлюсь
профессионалом в данной области не по дням, а по часам! Более того,
достигаться это будет путём зубрёжки. В итоге, мы будем иметь молодых
людей неадекватно оценивающих свои знания/способности. По моему мнению,
этому явлению подвержено огромное количество студентов в США. Да и у
нас, всё больше и больше молодых людей, страдающих этим недугом.
Лабы
Немного про лабораторные работы.
Моделируем ситуацию. Ваш приятель, школьный учитель по физике (допустим
11-го класса), попросил вас провести лабораторную работу по измерению
ускорения свободного падения
g, так как ему надо срочно отвозить
маму на дачу, а то рассада завянет. И вот вы сидите и думаете, как же
подготовиться к лабе. Ищете в интернете методички, придумываете, что
говорить. Чтобы ещё интересно было! В конце концов, вы начеркали
какой-то текст, подготовили секундомеры, камушки, ниточки, линеечки…
Приходите к детям. Умненькие качают маятники, наивные сталкивают камни
со шкафа, продвинутые паяют цепь, хитрые снимают падение на сотовый.
Более-менее реалистично?
А теперь я расскажу, как эту лабораторную я проводил у первокурсников универа США, где учиться стоит от ~40 тыс $ в год.
Дано: электрическая магнитная катушка с блоком питания, мигающий
светодиод с известной частотой закреплённый на металлическом стержне,
продвинутый фотоаппарат с регулировкой выдержки, программка, позволяющая
переводить пиксели в метры… И ко всему этому подробнейшая инструкция,
как и когда на какую кнопку жать.
Методику описывать не буду, ибо думаю, что она очевидна. Ниже приведена одна из фотографий:
Никакого статистического нахождения ошибки не требовалось. Просили
построить график в Excel скорость/время, и объяснить, почему ближе к
земле точки превращаются в чёрточки. Многие не смогли.
Цель оправдывает средства? Исключительно американский подход. Но правильно ли это?
Но это ещё половина беды. Что касается лабораторных работ, то тут есть
ещё один огромнейший промах. В Российской системе предполагается, что
тебя будут мучить до тех пор, пока ты не напишешь отчёт (порой по ГОСТу
надцатого года) и не сдашь устно преподавателю. В итоге по лабораторным у
нас принято получать зачёт/незачёт. В моём университете США
предполагается, что за лабораторную студент должен получить какой-то
балл, и потом эти баллы в сравнении с баллами других студентов будут
определять его оценку. Ведёт это к тому, что студенты порой работают
обособленно или по группам, редко помогают соседу, и, что самое
печальное, я не могу им подробно растолковать их ошибки потому как
тогда, все получат балл близкий к максимальному. Единственное, что я мог
бы сделать — это объяснить всем ошибки постфактум, но оно уже никому не
надо.
Снова оговорюсь, что есть у них и вполне адекватные лабораторные работы,
которые используют такое оборудование, что нам и не снилось. Я лишь
выбрал экстремальный пример.
Вывод. В идеальном варианте лабораторная работа должна показать,
откуда берутся числа в справочнике. И почему им не всегда стоит
доверять. По крайней мере так учили меня, и, при всём том идиотизме с
методичками 80-х годов и осциллографами видавшими Сталина, должен
признать, что задумки хорошие. Американская же лабораторная работа
должна быть весёлой и создать впечатление, что ты крутой гик с кучей
всяких девайсов (углы они измеряют не транспортиром, а электронными
угломерами, естественно). Опять же иллюзия, в которую легко поверить. Я
бы сказал, что вера в пользу от такой лабораторной сродни вере в
похудание от диетической колы.
В следующем посте я хотел поговорить о лекциях и, просуммировав с
выводами из этого поста, написать, как я вижу советскую систему
образования (ярым сторонником которой я являюсь) в формате онлайн
курсов. Надеюсь, эти темы покажутся вам интересными для обсуждения.
комментарии (231)