Суббота, 23.11.2024, 12:15
Мой персональный сайт Добрым людям smart & sober

Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Калькулятор


Меню сайта
Календарь
«  Июнь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930


Форма входа


Архив записей
Мини-чат


Категории раздела


Наш опрос
В чем заключается ваш смысл жизни
Всего ответов: 154
 
Главная » 2012 » Июнь » 8 » Узбекистан: По ком звонит «последний звонок»?
03:10
Узбекистан: По ком звонит «последний звонок»?

07.06.2012 15:55 msk

Максим Бейлис (Ташкент)

25 мая в Ташкент прозвенел последний звонок для девятиклассников. Дальше, согласно прошедшей недавно в Узбекистане реформе среднего образования, выпускники обязаны выбрать колледж (среднее профессиональное учебное заведение) или лицей (среднее учебное заведение), где и будут продолжать учиться вплоть до получения полного среднего двенадцатилетнего образования. Узбекистанские школы теперь учат только до девятого класса.

Право граждан на получение среднего образования установлено Конституцией, и кажется, что все лицеи и колледжи должны давать примерно одинаковый - средний - уровень образования. На деле это, естественно, не так.

Академические лицеи дают более высокий образовательный уровень и организованы, как правило, при высших учебных заведениях. Профессиональные колледжи куда попроще, хотя есть и исключения из этого правила, например, небезызвестный колледж «Интерхауз» при Институте мелиорации и ирригации: колледж считается престижным учебным заведением, где относительно неплохо поставлено обучение иностранным языкам.

Лицеи, расположенные в Ташкенте, находятся в более выгодном положении, поскольку их учеников не заставляют в урочное время трудиться на хлопковых плантациях, что является обычным явлением в лицеях и колледжах за пределами Ташкента. Но даже и в Ташкенте есть более престижные лицеи, где положение лучше как с точки зрения учебы, так и с точки зрения уменьшения всевозможных бесплатных трудовых повинностей, столь распространенных в Узбекистане. И хотя неравенство детей, к сожалению, весьма распространенная вещь в этом мире, послереформенное неравенство детей в Узбекистане приобрело особо неприглядные формы.

Коррупция

Разница в качестве образования и привилегированность одних лицеев по сравнению с другими является весьма благоприятной почвой для коррупции.

Формально в Узбекистане декларируется принцип свободы выбора лицеев и колледжей для продолжения среднего образования. Однако на деле это далеко не так. Комиссии при лицеях и колледжах рассматривают документы учеников, а затем устраивают вступительные экзамены. В престижные лицеи не принимают аттестаты с тройками и даже не допускают до вступительных экзаменов детей с такими аттестатами; перечень вступительных экзаменов лицеи устанавливают самостоятельно.

Размер взятки за поступление колеблется, в зависимости от лицея. Самая высокая планка - медицинский лицей (Боровского) при Ташкентской медицинской Академии: величина мзды достигает здесь 2500-3000 долларов. «Бакшиш» за поступление в другие лицеи колеблется от 500 до 2500 долларов; иногда, кроме денег, необходимо иметь влиятельных родителей или родственников.

Известны случаи, когда детям отказывали в поступлении, узнав, что их родители работают водителями или рабочими. Справедливости ради надо сказать, что есть и те, кто поступает за счет своих знаний, но отсутствие денег нередко закрывает талантливой молодежи дорогу к образованию. И если до проведения реформы, до появления лицеев и колледжей родителям надо было готовить детей только в высшие учебные заведения: кому-то нанимать репетиторов, кому-то копить деньги на взятки, то теперь эти расходы существенно выросли: за образование приходится платить дважды, даже, вопреки известной поговорке, не будучи скупым.

Таким образом, реформа среднего образования положила начало очередной ветви коррупционного бизнеса и усилила и без того вопиющее неравенство между детьми.

Качество образования

Надо сказать, что переход на 12-летнее обучение, появление лицеев и колледжей не улучшили качества среднего образования. Причин тому несколько, и одна из самых главных – тотальная и вопиющая коррупция, достигшая в Узбекистане невероятных масштабов. Часть учащихся, особенно проживающих в сельской местности в областях Узбекистана, вообще не посещает лицеи и колледжи. Как говорят некоторые из родителей, проще два раза в год заплатить энную сумму для получения нормальных оценок, чем тратить деньги на ежедневное питание и проезд. К тому же многие лицеи и колледжи в сельской местности и так не слишком озабочены образованием учеников. Им как минимум дважды в год приходится выгонять студентов на сельскохозяйственные работы: весной на «тяпку» на хлопковых полях, осенью – на сбор хлопчатника.

Впрочем, не посещают занятия в лицеях и колледжах не только в сельской местности. То же происходит и в некоторых городских лицеях и колледжах.

Еще одной существенной причиной низкого качества среднего образования в Узбекистане является нехватка квалифицированных педагогических кадров и качественного учебного материала. Заработная плата преподавательского состава в лицеях и колледжах небольшая, туда непросто привлечь новых людей. Прикрепление лицеев к вузам дало возможность привлекать вузовских преподавателей, однако обучение школьников и взрослых студентов - несколько разные вещи, к тому же у преподавателей вузов есть своя учебная нагрузка.

Показательным примером, иллюстрирующим уровень среднего образования в Узбекистане, являются результаты тестирования, проведенного иностранными наблюдателями на первом курсе одного из ташкентских вузов. На предложение отнять от меньшего числа большее подавляющая часть первокурсников ответила, что такой операции быть не может. Люди, имеющие законченное среднее образование, не понимают, как проводить операции с отрицательными числами. Автор этих строк сам неоднократно проводил аналогичное тестирование среди выпускников лицеев и колледжей - и с тем же результатом.

Репрессии и демагогия

Во время недавно прошедших «последних звонков» в Ташкенте многие наблюдали любопытную картину. Все парки и места отдыха были под завязку забиты сотрудниками милиции. В этот день после 18.00 в некоторых местах отдыха в Ташкенте проводились задержания детей, после чего милиционеры звонили родителям с требованиями забрать своих отпрысков домой. Справедливости ради надо сказать, что представители органов образования еще до «последнего звонка» предупреждали учителей, а те, в свою очередь, - родителей, чтобы в этот день дети сразу после школы шли домой. Более того, власти неофициально распорядились, чтобы по окончании выпускных школьных экзаменов родители и выпускники не устраивали никаких выпускных балов и прочих мероприятий. Такое вот прощание с детством и родной школой теперь в стране, у которой, как утверждает официальная пропаганда, «великое будущее».

Закрытость учебных заведений, муштра и репрессивность наращивают обороты день ото дня. На днях правительством Узбекистана издано официальное постановление о запрете использования мобильной связи и мобильного Интернета. В соответствии с этим постановлением, при входе в учебное заведение мобильное устройство должно быть отключено, его запрещается держать в кармане, оно должно быть только в сумке или рюкзаке. Если бы такой запрет действовал во время занятий – вопросов нет, но этот запрет распространяется на все время нахождения любого лица на территории учебного заведения. Более того, категорически запрещается включать диктофон, производить видео- и фотосъемку, а также слушать музыку через наушники. Учебные заведения, волей властей Узбекистана, превращены в стратегические объекты повышенной секретности, в некое подобие исправительных заведений для содержания преступников.

В Узбекистане существует негласный запрет на посещение молодыми людьми интернет-кафе, причем следить за соблюдением этого запрета направляют преподавателей школ, лицеев и колледжей. Случается это регулярно, в режиме «кампанейщины». Впрочем, общеизвестно, что интернет – враг Узбекистана, а Узбекистан – враг интернета.

Несовершеннолетним негласно запрещено и посещение религиозных учреждений; за выполнением этого запрета также обязаны следить преподаватели школ, лицеев и колледжей. Действует «комендантский час» для несовершеннолетних, которым запрещено появляться на улицах после 22.00 без сопровождения взрослых.

В школах, лицеях, колледжах и вузах Узбекистана идеологической пропаганде придают не меньшее значение, чем качеству образования, а иногда и большее. Изучение многочисленных трудов Ислама Каримова – прямая обязанность любого узбекистанского школьника и студента. И в этом плане, конечно, больше повезло тем, кто учился раньше, ибо с годами количество сочинений президента Узбекистана, обязательных для изучения, преумножается. Каждая учебная работа, включая рефераты, курсовые и дипломы, должна содержать ссылки на работы президента, цитаты из его книг и докладов. Даже если эта работа посвящена акушерскому делу или кулинарии, все равно в ней должны быть ссылки на труды Вождя, ибо Вождь, как следует из его статуса, сведущ во всех вопросах. Кроме ссылок на работы Каримова, учащиеся еще обязаны упоминать великое наследие предков, под которыми понимаются преимущественно правители Тимуридской династии, и, конечно, Амир Тимур (Тамерлан).

Усилия по промывке мозгов, впрочем, не ограничиваются изучением работ Каримова, наследия «великих предков» и примечательным школьным курсом под названием «Идеология национальной независимости». Узбекское телевидение как-то показало программы о вреде и разлагающем влиянии рэпа и рок-музыки. В Узбекистане существует официальный список фильмов, запрещенных к прокату, в который входит более 700 наименований, в том числе работы выдающихся кинорежиссеров.

В этой борьбе с разлагающим западным влиянием бывают, конечно, и конфузы. Так, в этом году было негласное указание заменить неофициальный День влюбленных (известный как День Св.Валентина) на день памяти Бабура. При этом, очевидно, инициаторы такой замены не проявили должного интереса к личной жизни Бабура и его весьма либеральным взглядам на традиционную и нетрадиционную любовь.

Власти Узбекистана, с одной стороны, опасаются, с одной стороны, западного влияния на молодежь, с другой - влияния исламского фундаментализма, с третьей - избегают любых упоминаний о советском прошлом Узбекистана. Как мы предполагаем, именно в рамках этой борьбы премьер-министр Узбекистана Шавкат Мирзиеев негласно распорядился уволить пожилых педагогов из школ, так как они еще помнят советское прошлое и могут провести невыгодные параллели с нынешним режимом.

Стариков зачастую заменить некем, так как молодежь работать в школах не рвется: у учителей нищенская заработная плата и немалые поборы с педагогов. Так, в ходе недавно проведенной кампании по изъятию денежных средств в пользу коммунальных служб, учителей заставили оплатить огромные авансовые платежи за электроэнергию и газ. Наличную зарплату преподавателям во многих школах выдают нечасто. Узбекские власти начисляют жалованье на пластиковые карточки, по которым невозможно ни оплатить что-либо через интернет, ни обналичить деньги. По этим карточкам можно только оплачивать коммунальные платежи, налоги и покупать продукты по завышенным ценам в магазинах, где установлены терминалы для пластиковых карт: а в этих магазинах товары всегда дороже, чем на рынке.

На рынке же товары покупаются преимущественно за наличный расчет.

Удалось ли властям промыть мозги молодежи? Надеемся, что нет. Чтобы пропаганда была успешной, она должна хоть немного перекликаться с действительностью. Но когда вокруг коррупция, когда начальники и вожди алчны и несправедливы, - большинство молодежи начинает скептически относиться к идеологии, навязываемой властями. Часть узбекской молодежи, и это очевидно – тянется к Исламу, другие предпочитают приспосабливаться. Но нелепые меры по запретам всего и вся говорят о том, что власть боится молодых людей.

Никому не нужные «операторы ЭВМ»

Большинство выпускников лицеев и колледжей Узбекистана никогда не поступят в вузы, это видно хотя бы из соотношения количества выпускников лицеев и колледжей - и количества мест для абитуриентов. Целый ряд специальностей, полученных выпускниками в колледжах, уже давно не востребованы на рынке труда: например, «операторы ЭВМ» или «машиностроители». Молодым девушкам устроиться на работу практически невозможно, так как с 2010 года постановлением президента на работодателей, независимо от форм собственности предприятия, возложена обязанность выплаты пособий по беременности и родам за свой счет, но в размере, установленном государством. Единственный выход для большинства молодых людей - работа в России, а лучше - где-нибудь в Европе или в Штатах.

В свое время, Узбекистан получил кредиты Азиатского банка развития для создания сегодняшней системы лицеев и колледжей. На эти деньги было развернуто грандиозное строительство новых зданий, при наличии уже имеющихся площадей в школах. Когда деньги были распилены, нужно было заполнить колледжи и лицеи учащимися. В этом и был подлинный смысл так называемой реформы. С тех пор кого-то из «реформаторов» посадили, кто-то откупился, а кто-то сбежал. Что же, это закономерный финал для любых проектов в Узбекистане: пока здесь все происходило и происходит именно так.

Максим Бейлис (Ташкент)

Lulu, 07.06.2012

Вот и последний звонок... Будущие гастарбайтеры, строиться, дворы подметать, бетон заливать ша-а-а-гом ма-а-а-рш!))))

Sultan, 07.06.2012

Мне кажется, что Фергана поступает некорректно выкладывая фотографию моих одноклассников (выпускники школы №110 г.Ташкента 2007-го года) в качестве фотографии к статье...

Оптимист, 07.06.2012

Примерно пол года назад писал, что выпускники бывшего Нархоза не могли 0,5 разделить на 3/4, так Альберт изголялся не знал как посильнее меня оскорбить. Но оказывается ещё страшнее из меньшего не могут вычесть большее! Повторяюсь, но такими темпами скоро на рынках будут сидеть писари.
А мы в России ругаем ЕГ.

Chitatel, 07.06.2012

Sultan: oh, so unethical to use somebody's photographs

Михаил, 07.06.2012

Прочитал. Стало страшно. Очень жалко тех, кто до сих пор живёт в Узбекистане.

Zebo, 07.06.2012

Автору, Максиму Бейлис:

общеобразовательные реформы как и другие реформы требуют проверки временем. Система которую Вы описываете в своей статье - это не чья то прихоть, а скорее всего нашу систему образования подгоняют под европейскую.
Так что пока еще рано что то говорить.


учительская зарплата в школах, кстати, сейчас далеко не-нищенская, не поленитесь, узнайте;

лицеи и колледжи по программе отличаются - по тем названиям учебных заведений, которые Вы даете, можно легко понять, почему в одних делают упор на академические предметы, а в других на профессиональные навыки;

Максим, простите , но Ваши комментарии по поводу хлопка, прополки, рабского труда, комментарии по поводу пропаганды промывки властей - все звучит как ремейк;

Мы тоже собирали хлопок, и нас тоже вывозили на прополку - ну и что ? От этого мы нелюдями не стали, образование не потеряли, работаем, все в порядке у нас.

Только я не совсем поняла, причем здесь династия Тимуридов ?

Отец, 07.06.2012

В статье изложена лишь общая ситуация в системе образования в Узбекистане. Некоторые вещи далеки от истины. Например, цитирую - "Лицеи, расположенные в Ташкенте, находятся в более выгодном положении, поскольку их учеников не заставляют в урочное время трудиться на хлопковых плантациях, что является обычным явлением в лицеях и колледжах за пределами Ташкента."
Увы, это не так. Просто действует другая система. Расмотрим на примере колледжа им. Каланова, что недалеко от завода "Зенит"на Юнус-абаде. Мой ребенок как раз окончил обучение в этом заведении, и могу на примере своего случая изложить подробности, неведомые людям далекого от сей варварской системы образования.
В прошлум году в период сбора хлопка, учащимся было просто и без обиняков выставлено условие сдать сумму в 50 тыс. сумов, если они не хотят ехать на хлопок. Кто-то сдал, кто-то просто послал просящих педагогов. В конце концов на хлопок уехали на неделю сами педагоги.
Но уверяю, это вообще просто мелочи, в возрасте своего ребенка в советское время мы все ездили на хлопок и это было просто приключениями в условиях выживания, не более.
Теперь о самом главном, о сути. О качестве преподавания, о методиках, которых нет, о планах и разнарядках спущенных сверху на пед.состав, которому не то, что на курсы повышения кваликации бы, а хотя бы обратно на пару лет в ВУЗ и сдать экзамены, которые вынуждены теперь сдавать их выпускники.
Проффесиональный колледж не подразумевает под собой академического или хотя бы обучения на уровне высшего учебного заведения, однако в колледже им. Каланова, требования к дипломным работам выпускников именно таковы. Почему так? А всё очень банально просто, и даже немного обидно, что эти знания оцениваются всего в 70 долларов. То есть достаточно сдать 70 долларов и диплом в кармане и не надо никаких защит дипломов. Я конечно мог бы и сдать эти деньги ради любимого дитя, и меня вполне бы устраивало бы сознание того, что не зря, ВЕДЬ РЕБЕНОК ПОЛУЧИЛ НУЖНЫЕ ЗНАНИЯ! Однако это не так. Знаний полученных не хватило бы не то, что на дипломную работу, но даже на сдачу элементарных тестов по предмету. При этом лекций пропущенных не было, как не было педагогов и самих предметов, знание которых необходимо для написания самой дипломной работы. Из всей группы, сдали деньги 99%
учащихся. При этом они получат на руки свои дипломы лишь тогда, когда принесут документы подтверждающие либо их трудоустройство, либо дальнейшее обучение в высшем учебном заведении. Где вообще-то требуется сам диплом, чтобы туда попасть. Эдакий замкнутый круг. Но всё конешно же решают деньги. Коррупция в системе образования с раннего возраста со школы уже формирует у ребенка мироввозрение, что если что не возможно, то вполне возможно, надо лишь дать денег нужному человеку.
У этого государства таково настоящее, учитываем исторические предпоссылки в формировании молодежного социума нынешнего, получающего ТАКОЕ образование, все надеюсь понимают, какое Великое будущее наступит в этой стране.



Просмотров: 721 | Добавил: Breger | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024